Петербургу угрожает новый 'плывун'

"Исторические открытия" вице-губернатора Санкт-Петербурга Олега Виролайнена могут создать угрозу безопасной работе петербургского метрополитана и еще одну транспортную проблему.

К блистательному ряду великих имен историков Санкт-Петербурга Богданову, Курбатову, Столпянскому и Пыляеву похоже скоро присоединится и имя вице-губернатора Северной столицы Олега Виролайнена. Чем же может обернуться для города, казалось бы, невинные исторические открытия вице-губернатора?

Не то, чтобы Олег Арвович прославился особо ценными историческими исследованиями в области истории архитектуры Санкт-Петербурга... Но он своей подписью на постановлении Городского штаба благоустройства официально признал факт существования в стародавние времена на набережной канала Грибоедова рядом с 'Домом Зингера' ('Дом книги') гранитного лестничного спуска. Можно подумать, что все это пустяки. Ну, взбрела в голову высокопоставленному чиновнику блажь покопаться в истории родного города... Что в этом плохого? Тем более, что Коллегия КГИОП, рассмотрев на заседании в июне 'краткие исторические справки', назвала факт существование спуска 'не вызывающим сомнения'.

Да и так уж ли важны все эти исторические изыски? Пусть 'дней минувших анекдоты' разгребают историки-архивисты, какое дело до этого простому задавленному жизнью петербуржцу? У него и своих проблем выше крыши...

Однако не стоит заблуждаться, ссылки на историю порой влекут за собой самые что ни на есть прямые последствия для современности. Так обстоят дела и в этом случае. КГИОП и Городской штаб по благоустройству вдруг озаботились восстановлением исторического облика Санкт-Петербурга, который, как теперь известно всем, привлекает недостаточное количество туристов именно из-за отсутствия якобы существовавшего в незапамятные времена спуска к каналу рядом с зингеровским зданием. Сказано - сделано. Возглавляемый Олегом Виролайненом Штаб принимает постановление - 'возродить утраченный исторический спуска по наб. канала Грибоедова, д. 21 за счет средств ООО 'Совет по туризму'.

Все бы ничего, да вот только историки из вице-губернатора и специалистов КГИОП оказались аховыми. Как сообщил корреспонденту 'Росбалта' директор Благотворительного Фонда Спасения Петербурга-Ленинграда, ведущий специалист истории архитектуры профессор Андрей Пунин постановление городского штаба по благоустройству лишено всякого смысла. По его словам, спуска у Дома книги никогда не существовало, поэтому, что конкретно собираются 'возрождать' инициаторы этого решения, не совсем понятно. Андрей Пунин заявил также, что он уже дважды подавал свое заключение для КГИОП, в котором тщательно обосновал эту позицию, однако к его мнению и мнению других экспертов чиновники не прислушались и решились-таки 'возродить' то, чего никогда не существовало. Андрей Пунин не исключает, что поспешность, с которой было принято решение о 'возрождении' спуска, полное игнорирование мнения общественности может означать, что в действиях чиновников прослеживается 'коррупционная составляющая'.

К мыслям известного специалиста стоило бы прислушаться. Постановление городского штаба благоустройства от 16 сентября неумолимо:
'Заказчику строительства спуска ООО 'Совет по туризму' обеспечить неукоснительное выполнение графика производства работ с обязательным пуском движения транспорта в 2004 году.
Просить Государственную административно-техническую инспекцию в рабочем порядке оформить разрешительную документацию на строительство спуска'.

Эти пункты постановления составить можно было разве что в бреду! ГШБ не могло быть неизвестно мнение уважаемой организации СПб ГУП 'Мостотрест', завизированное ее руководителем Юрием Петровым еще в декабре 2003 года:
'Предполагаемое место воссоздания спуска находится в охранной зоне существующей станции метрополитена, что требует проведении специальных мероприятий в составе проекта воссоздания спуска. Существующие технологии строительства набережных и спусков не привязаны к ведению работ в охранной зоне метрополитена, что приводит к значительному удорожанию работ по воссозданию спуска.
Данный проект должен пройти очень серьезную экспертизу в Госстрое России. Исходя из вышеизложенного, нетрудно сделать вывод, что воссоздание спуска на набережной канала Грибоедова в районе Казанского моста без капитального ремонта всей набережной технически и экономически нецелесообразно'.

Затем, правда, 'Мостотрест' радикально изменил свое мнение: инициаторы проекта, видимо, умеют 'уговаривать'.

Итак, место, где собираются сооружать лестничный гранитный спуск, располагается в охранной зоне станции метро. Петербургский метрополитен, напомним, находится в федеральном подчинении, а потому все работы, так или иначе затрагивающие безопасность его функционирования, должны быть санкционированы федеральными органами власти. Вместо этого ГШБ 'просит' Государственную административно-техническую инспекцию в рабочем порядке разрешить строительство пуска.

Без ответа также остается вопрос: кто будет финансировать капитальный ремонт всей набережной - тоже ООО 'Совет по туризму', или на это направят деньги налогоплательщиков? Причем, движение транспорта собираются пустить уже в этом году. К чему такая поразительная спешка? Неужели специалистам ГШБ было неизвестно, что место предполагаемого спуска находится в зоне сложнейшей инженерной геологии? Оно буквально изобилует пустотами и подземными течениями.

Строительство спуска и неизбежно последующие за ним работы по укреплению набережной грозят непредвиденными опасностями в виду близости линии метрополитена, а чиновники намеренно пытаются избежать всесторонней экспертизы проекта, занижая уровень согласования с федерального на муниципальный.

Оперативность действий чиновников и бизнесменов в 'благом начинании' по возрождению спуска вызывает только удивление. Эту бы энергию, да в мирных целях! Несмотря на категорическое возражение против прожекта ГИБДД Центрального района на том основании, что 'строительство спуска ведет к сужению проезжей части на 2 метра', инициаторам 'возрождения' каким-то чудом удалось без проблем добиться разрешения Управления ГИБДД. Эту инстанцию уже ничуть не смутило сужение проезжей части в напряженном районе города. Строители говорят даже о возможном принятии решения о том, чтобы сделать набережную пешеходной. Вслед за этим, наверное, решат сделать пешеходным и Невский проспект.

Да, умеют 'слуги народа' добиваться своего, когда захотят. Вот только к чему приведут их старания? Неужели восьмилетняя эпопея со станцией метро 'Площадь Мужества' так ничему их не научила?

Олег Ефимов, ИА "Росбалт"