Posted 12 октября 2004,, 07:37

Published 12 октября 2004,, 07:37

Modified 31 января, 20:19

Updated 31 января, 20:19

Партии станут "фабриками звёзд"

12 октября 2004, 07:37
Инициативы президента России заколачивают последний гвоздь в крышку гроба поколения политиков 90-х годов. Те, кто приходит им на смену, должны обладать новыми навыками...

8 октября в ИА "Росбалт" состоялся Круглый стол "Новая политическая реальность глазами молодых политологов", участниками которого были представители нового поколения политологов, социологов и политтехнологов. Главными темами для обсуждения стали политические изменения, которые предложил Президент РФ в своем обращении 13 сентября. В рамках этой проблематики развернулась дискуссия о грядущей смене политической элиты, месте гражданского общества и партий в новой политической структуре России.


Заместитель директора Института Политических Исследований Наталья Краснобаева уже в самом начале Круглого стола предельно остро поставила проблему, заявив: "Вопрос в том, где президент будет искать элиту! Сейчас что характерно для чиновников? Пусть он крадет, пусть он будет некомпетентным, главное, чтобы у него не было своей точки зрения. А для того, чтобы принять правильное решение, необходимо несколько точек зрения". Действительно, публичной дискуссии ни по этому вопросу, ни вопросу инициатив президента в целом - нет! А поле для обсуждения - достаточно большое.

Одним из самых важных вопросов, который предстоит решить уже в ближайшее время, является вопрос об источнике формирования новой политической элиты. Совершенно очевидно, что предложения Путина заколачивают последний гвоздь в крышку гроба поколения политиков 90-х годов. Насколько затянется этот процесс? По мнению молодых политологов, он будет весьма непродолжительным. Политический обозреватель национальной информационной службы Strana.ru Иван Преображенский заявил, что в регионах элита уже почти сменилась, но, сменившись, реставрировала советскую командно-административную систему.

С этим можно было бы согласиться. Смущают только два обстоятельства. Во-первых, как раз политическая элита "старого призыва", которая выросла в недрах комсомола и партшкол, была оплотом "телефонного права". Те же, кто приходит на смену "старым" политикам, должны в первую очередь обладать навыками хорошего менеджера. Да и механизмы рекрутации теперь несколько иные. Новая политическая система порождает новые модели проникновения внутрь политической элиты.

Первый способ - это назначение на должность вышестоящим чиновником. Президентом или губернатором. Для такого кандидата первостепенным является умение управлять и лояльность - такие "технические политики" в добавление к уже существующему "техническому премьеру". Второй способ - избрание. Тут набор качеств требуется гораздо более широкий. В новой системе у партий возникает потребность в публичных политиках, ярких, харизматичных лидерах не только и не столько в центре, сколько в регионах. Но таких политиков почти нет! Их не хватит не только на многопартийную систему, но даже на "Единую Россию".

Какой выход из этой ситуации? Георгий Ковалев, заместитель руководителя департамента медиа-проектов Центра Политических Технологий, напомнил о том, как в 2000 году президент своим указом создал федеральные округа и полномочные представительства. В частности, в Приволжском федеральном округе при полпреде Кириенко были созданы определенные структуры, которые занимались подбором кадров. Сейчас о них, по крайней мере, в публичном пространстве, ничего не слышно, хотя такая работа велась. И в этом отношении Академии государственной службы в регионах могли бы стать кузницей кадров.

По мнению Ковалева, вопрос о степени эффективности политической элиты России, так или иначе, соприкасается с будущим политконсалтинга в нашей стране. За последние 15 лет у нас не сформировался, как таковой, институт советников ни президента, ни каких-либо чиновников, ни губернаторов. Сейчас появляется возможность для того, чтобы и губернатор, назначаемый или избираемый, и политические партии переходили к постоянным политическим циклам, то есть вели избирательную кампанию в режиме нон-стоп, поддерживали постоянную обратную связь с избирателями. Таким образом, они должны превращаться в своего рода "фабрики политических звезд" - инкубаторы по выращиванию "рогозиных" и "рыжковых".

Важную роль в воспитании нового поколения политической элиты молодые политологи отвели партиям. С одной стороны, Кремль не заинтересован в появлении сильных публичных политиков. Но с другой, невозможно создание эффективной партийной системы без опоры на ярких лидеров. Ведь на протяжении 90-х годов успешными были, в основном, партии вождистского типа, с ярким лидером - примеры "Яблоко" и ЛДПР. Да и выбор избирателей в большей степени является персонифицированным.

Политтехнолог Роман Московченко отметил: "Если избиратели не увидят своего кандидата, то в половине случаев народ не пойдет на выборы, мотивации не будет". По его мнению, нынешние решения власти вполне профессиональны и прагматичны. Дается очень серьезный аванс развитию парламентаризма в России.
Если бы это решение было принято до последних выборов в Госдуму, явка на выборы была бы минимальная. Сейчас же есть два с половиной года - для развития парламентаризма до такой степени, чтобы избиратель положительно реагировал не только на слово "партия", но и на термин "партстроительство".

Еще одна проблема - отсутствие гражданского общества, которое необходимо в том числе и для того, чтобы выстроенной "вертикали власти" было на что опираться. Сотрудник аппарата ректора Северо-Западной академии госслужбы Дмитрий Мерешкин сообщил, что сейчас в России действует около 180 различных политических и общественных организаций. Т.е. в среднем где-то 1,2 на тысячу человек. В Европе 4 млн. различных организаций политического толка, в среднем по 4 организации на тысячу человек. "Вот политическая культура. Общество создает общественные организации само, и когда мы подойдем к тому, чтобы эффективно создавать общественно-политические объединения, в России что-то получится", - сказал политолог.

Его поддержал Иван Преображенский. По мнению обозревателя Strana.ru, если руководствоваться классической теорией, то в России существует одна единственная политическая партия - Союз матерей, который имеет политическую цель и действует в политической плоскости для сокращения призыва в армию. Все остальные политические партии были созданы сверху. Либо при поддержке политической власти, либо по ее прямому заказу. Вот и сейчас Кремль не намерен ждать, когда партии наберут силу сами по себе...

Помощник депутата от партии "Единая Россия" в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга Герман Плеханов заметил, что введение пропорциональной системы выборов подстегнет создание эффективных партий в том случае, если им дадут полномочия. По его мнению, следует разрешить чиновникам вступать в партии. "Если это будет слет членов партии "Единая Россия", мы будем видеть с кого спрашивать... Мы сможем понять, что это за партия, когда у партии будут не только эти видимые представители, но еще и чиновники на местах". Остается надеяться, что до узурпации власти одним политическим субъектом дело не дойдет.

Участники Круглого стола в "Росбалте" выразили надежду, что приход в политику новых лиц, получивших за годы реформ профессиональное образование, обладающих новыми идеями и предложениями, способен стимулировать эффективное развитие политической системы России. Но оно будет эффективным только в том случае, если новые идеи будут направлены на улучшение ситуации в стране, а не только на достижение больших денег и власти. Как в конце обсуждения заметил один из участников дискуссии: "Кто из нас в последний раз работал бесплатно, а еще и на развитие парламентаризма?". Хочется верить, что это была шутка...

Григорий Добромелов, Санкт-Петербург