Posted 12 октября 2004,, 09:29

Published 12 октября 2004,, 09:29

Modified 2 апреля, 07:11

Updated 2 апреля, 07:11

Новые "чубайсы" придут из канализации

12 октября 2004, 09:29
'За то, что вы имеете право включить кран, вы должны платить', - заявляют бизнесмены, желающие создать новую естественную монополию из региональных "водоканалов".

Как известно, 'неделимые' сферы российской экономики, ставшие естественными монополиями, получили своих хозяев еще в середине 90-х годов. В новом столетии к 'Газпрому' и РАО "ЕЭС" присоединились рельсовые магистрали, вошедшие в ОАО "РЖД". Теперь же в России может появиться новая естественная монополия, которая объединит все водопроводы и канализации страны.


Многие сферы ЖКХ, реформируемого уже восьмой год, давно нашли свою 'прописку' по естественным монополиям. Графы 'электроснабжение' и 'отопление' в платежках имеют прямое отношение к "империи" Анатолия Чубайса, плата за природный газ - к крупнейшей топливной монополии, которая вскоре увеличится за счет 'Роснефти'. Если не считать телеантенну и вывоз мусора, то остались "без присмотра" только вода и канализация. Это "упущение" хочет исправить бывший глава АО 'Российские коммунальные системы' (РКС) Сергей Яшечкин, пожелавший создать свою 'водную монополию'.

Если электросеть и газовые трубопроводы охватывают всю страну, то водопровод никогда не выходит за пределы города. Такие объекты местного масштаба до поры не привлекали внимания ни одного стоящего инвестора, тем более - при хронических неплатежах населения и отсутствии компенсаций за предоставляемые ему льготы. К тому же "водоканалы" и канализационные сети были отнесены к объектам строго муниципальной собственности и приватизации не подлежали - во избежание случаев, когда частник вздумает диктовать неприемлемые условия "отцам" города и его жителям.
Об этом, кстати, недавно напомнил один из главных разработчиков нового 'жилпакета' законов, глава Департамента по строительству ЖКХ Сергей Круглик: даже по новым нормам трубы останутся городской собственностью.

Тем не менее, оказывается, создать общероссийскую монополию из объектов городских масштабов и муниципальной собственности вполне можно. Достаточно просто взять большую часть региональных "водоканалов" в непосредственное управление одной управляющей компании. Именно так собираются поступить экс-руководители другого, не менее амбициозного проекта - РКС - Сергей Яшечкин и Александр Баженов. Их новая идея будет носить громкое название - 'Евразийское водное партнерство'.

По мнению этих бизнесменов, единое управление "водоканалами" даст последним немалые выгоды. Ведь большинство муниципалитетов, даже в относительно крупных городах, не могут от безденежья закупить технические новинки, а уж финансировать их разработку - и подавно. Зато, по мнению Яшечкина, это может делать крупная управляющая водоводами компания, которая 'для повышения качества обслуживания' с радостью поставит современное оборудование. Причем как в крупных городах, так и в мелких, которые трубы последний раз меняли при Хрущеве.

Кстати, о трубах. Разумеется, уверяет господин Яшечкин, даже самые обычные трубы будет гораздо сподручнее менять той же управляющей компании. Ибо у нее есть капитал и давно отработанные связи с поставщиками, которых отдельно взятый муниципалитет не имеет. Поэтому трубы 'управленец' подберет надежные, из современных материалов. А заодно и определится, есть ли вообще смысл их менять...

Таким образом, еще один плюс управляющей компании - принятие решения о целесообразности той или иной стройки, а значит, и инвестиций. В Томске, например, Сергею Яшечкину как-то предложили построить водопровод параллельно уже имеющемуся. И поэтому решение, 'быть или не быть' тому или иному объекту, должны будут принимать не в Москве, а прямо на местах - дескать, это 'бизнес не имперский, а сетевой'. Кстати, под 'имперским бизнесом' понималась прежняя контора г-на Яшечкина - РКС.

Объем услуг водоснабжения и канализации в России оценивается примерно в одну десятую от энергетического - примерно в 3-4 миллиарда долларов (общегодовой объем всех услуг ЖКХ, по словам Сергея Круглика, превышает 800 млрд. рублей). Таким образом, по деньгам водная монополия вполне 'имеет перспективы'. Другие же функциональные возможности ей сейчас создают Госдума и Правительство, принимая новый пакет законов, стандартов и требований в сфере ЖКХ.

Бизнес и власть солидарны в том, что рыночность в водно-канализационной сфере обременяет 'долговая яма' из льгот и субсидий. Поэтому процесс монетизации коммунальных льгот, намеченный на 2006 год, может пройти с опережением - г-н Круглик, например, хочет предложить Правительству перевести льготников на деньги уже в конце следующего года. А заодно составить 'паспорт' на каждого льготника, чтобы знать, сколько он "высасывает" из государственного кармана и сколько таких "нахлебников" в России имеется. И в 'Евразийском водном партнерстве' монетизацию льгот видят необходимым залогом для успешной реализации своего рыночного проекта.

При этом капитализм в лице господ Яшечкина и Баженова продемонстрировал свой "звериный оскал" благодушным потребителям коммунальных услуг. 'За то, что вы имеете право включить кран, вы должны платить', - заявил экс-глава РКС. Правда, он не пояснил, сколько его прежняя контора вложила в то, чтобы кран вообще мог включаться - названная сумма в половину уставного капитала РКС достаточно спорна, к тому же Сергей Круглик заявил, что общий объем инвестиций вообще рассчитать невозможно. Поэтому сумма грядущих инвестиций в "водяное" хозяйство от 'евразийцев' абсолютно нигде не фигурирует. Зато фигурирует перспектива роста тарифов, от которой Яшечкин с Баженовым предлагают защитить лишь 15% населения.

Губернаторам от бизнесменов тоже попало - бывших шефов РКС раздражает любовь глав регионов к деньгам из федерального бюджета вместо обращений к частнику. Со своей стороны, 'евразийцы' предлагают мэриям известный механизм частно-государственного партнерства, при котором владельцем сетей будет муниципалитет, а управляющей компанией в течение нескольких десятилетий - новая монополия.
'Водные Чубайсы' предпочли бы целевые договора и закон о концессиях, однако они отмечают, что на худой конец 'Гражданский кодекс достаточно гибок для создания концессиальных отношений и без непосредственной статьи'. Госбюджет, по их мнению, в крупные проекты инвестировать не будет, зато государство вполне может 'начудить с макроэкономическим финансированием' и поднять и так немалые риски. 'Не надо обременять бизнес-задачи', - потребовал Сергей Яшечкин.

По его словам, он решил заняться водой, потому что в этой сфере 'нет монополии' - в отличие от РАО "ЕЭС" и "Газпрома". Причем водой он планирует заниматься буквально в евразийском масштабе - 'от Бангкока до Стамбула'. Свою компанию он уже зарегистрировал. Форма ее - типичное для управляющих компаний ООО, уставный капитал - 200 миллионов рублей. Учредителями, по его словам, выступили два юридических лица (правда, Яшечкину и Баженову хотелось бы видеть в их числе еще и себя самих).

Начало деятельности "евразийцев" - мелкие и средние города России, апогей - 'захват' Москвы и Санкт-Петербурга (в последнем уже имеется 'дочка' РКС, попадающая в разряд конкурентов). Успех ожидается уже через три года - к этому времени г-н Яшечкин сотоварищи планирует обслуживать 5-7 миллионов человек примерно в десяти городах страны. Что должна понимать под успехом реформы вроде бы не ожидающая новых монополий власть - остается неизвестным.

Урван Парфентьев, ИА "Росбалт". Москва