Posted 14 октября 2004,, 07:53

Published 14 октября 2004,, 07:53

Modified 2 апреля, 07:10

Updated 2 апреля, 07:10

Распродажа "ЮКОСа": налетай, подешевело!

14 октября 2004, 07:53
"Дело "ЮКОСа" движется к плачевной для нефтяной компании развязке. На днях Минюст РФ решил продать основной актив "империи" Ходорковского - "Юганскнефтегаз" - по цене в полтора раза ниже рыночной.

"Дело "ЮКОСа" движется к плачевной для нефтяной компании развязке. В настоящее время вероятность потери "империей" Ходорковского контроля над своим ключевым добывающим подразделением, "Юганскнефтегазом", очень высока. Аналитики отмечают, что в победителях остается государство - основной "источник бед" опальной компании - и принадлежащие Правительству или близкие к нему нефтяные компании.


На днях Минюст РФ решил продать предприятие "Юганскнефтегаз" по цене в полтора раза ниже рыночной. В Минюсте утверждают, что стоимость этого актива "ЮКОСа" составляет $10,4 млрд., тогда как рынок оценивает предприятие в $16 млрд., а независимый оценщик Dresdner Kleinwort Wasserstein, по данным знакомых с результатами исследования источников, считает наиболее адекватной вилку $15,7-18,3 млрд.
В Российском фонде федерального имущества (РФФИ) уже получили необходимые документы и успели заявить, что приступят к продаже компании или ее части до конца ноября: то есть как никогда быстро и оперативно.

Аналитики UFG утверждают, что "дело "ЮКОСа" приводит ко всё большей нервозности в высших эшелонах власти, и либералы в правительстве и в Кремле хотят быстрой развязки. Чтобы поскорее забыть о случившемся как о страшном сне".

"Правительство сознательно выбрало самую низкую стоимость компании из возможного диапазона оценки, - считают аналитики инвестиционной компании "Атон". - При цене в $10,4 млрд. доказанные запасы ("Юганскнефтегаза") оцениваются в $0,9 за баррель, что сегодня является нереально низким показателем для российского нефтегазового сектора - средний показатель интегрированных российских нефтяных компаний составляет $2,1 за баррель".

В то же время аналитики ФК "УРАЛСИБ" ставят под сомнение озвученные РФФИ сроки продажи главного актива "ЮКОСа". По их мнению, сумма в $10,4 млрд. скорее всего не устроит государство. "Если "Юганскнефтегаз" будет продан по этой цене, и все претензии будут удовлетворены, то у "Менатепа" останется более $5 млрд., - подсчитали аналитики. - У государства два варианта: либо повысить общую сумму налоговых претензий за счет налогов за 2002-2003 годы, либо лишить "Юганскнефтегаз" лицензий, чтобы существенно понизить стоимость компании". Поэтому продажа активов "Юганскнефтегаза" в ближайшие три месяца, когда лицензии на добычу у компании вряд ли могут быть отозваны, кажется экспертам "УРАЛСИБа" маловероятной.

Напомним, текущая задолженность "ЮКОСа" по налогам, с учетом предъявленных претензий "Юганскнефтегазу", составляет $4,7 млрд. Нефтяной холдинг уже выплатил $3 млрд. из $7,34 млрд. - общей суммы налоговых претензий за 2000-2001 годы. До конца октября компания планирует выплатить еще $0,5 млрд.
По закону, "ЮКОС" может оспорить результаты оценки в суде. Однако до сих пор правосудие в "деле "ЮКОСа" принимало сторону государства, и на этот раз наблюдатели не верят в способность компании противостоять властям в реализации их намерений.

Так, UFG напоминает, что Министерство по налогам и сборам заморозило около $400 млн. на счетах "ЮКОСа", не давая судебным приставам списать их. "Налоговики фактически перекрыли все возможности осуществления "ЮКОСом" каких-либо выплат, что в очередной раз указывает на истинные цели, которые заключаются вовсе не во взыскании налоговой задолженности, а в экспроприации собственности Group Menatep, причем игнорируя интересы других акционеров компании", - говорится в обзоре UFG.

Круг потенциальных покупателей активов "ЮКОСа" известен, хотя никто из них открыто не заявляет о своих намерениях.
Аналитики называют наиболее вероятными покупателями "Юганскнефтегаза" создаваемую государственную "Газпромнефть" (компания займется добычей нефти после присоединения "Роснефти" к "Газпрому") и близкую к властям нефтяную компанию "Сургутнефтегаз".

"Теперь "Юганск", скорее всего, купит российская группа, вероятно, "Газпромнефть", - говорится в обзоре Raiffeisenbank.
Вероятно, "Газпромнефть" пойдет на конкурс только при одном условии - если цена на "Юганснефтегаз" будет "сбита" до минимума. В противном случае "Газпром" и "Роснефть" вряд ли пойдут на это: "Газпром" сегодня озабочен решением основной своей задачи - увеличением добычи газа. Это требует огромных затрат, учитывая, что запасы газа в Западной Сибири истощены, а освоение Восточной Сибири и Арктического шельфа требует значительных средств.

"Альфа-банк" оценивает шансы государственной суперкомпании на покупку "Юганскнефтегаза" как 75 из 100, в то же время называя "Сургутнефтегаз" очевидным участником предстоящего аукциона.
"Сургут" в настоящее время накопил на своих счетах, по разным оценкам, $5-6 млрд. Отличаясь "скупостью" в тратах, эта компания все же может их отдать за "Юганскнефтегаз" - конечно, если стартовая цена не останется на уровне $10,4 млрд., а будет уменьшена хотя бы раза в два.

Если "ЮКОСу" удастся отстоять в суде "справедливую" оценку "Юганскнефтегаза", среди потенциальных покупателей этого актива может появиться и "ЛУКОЙЛ". К примеру, совместное предприятие, созданное "ЛУКОЙЛом" и его новым акционером ConocoPhillips, вполне может стать будущим владельцем "Юганскнефтегаза". В дальнейшем, обменяв свою долю в СП на акции "ЛУКОЙЛа", ConocoPhillips решит для себя задачу увеличения пакета акций в российской нефтяной компании.

Из других российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний, пожалуй, только ТНК-BP категорично отказалась от активов "ЮКОСа". Как заявил в интервью газете Financial Times председатель совета директоров ТНК-BP Михаил Фридман, "мы удовлетворены активами, которые имеем". По его словам, судебный процесс по делу "ЮКОСа", который может привести к продаже активов компании из-за налоговой задолженности, небезупречен. "Мы не думаем, что это было юридически чисто и прозрачно, и покупка активов ("ЮКОСа") не в интересах наших акционеров", - сказал Фридман.

Виктор Цукер, ИА "Росбалт"