Posted 16 октября 2004,, 19:43

Published 16 октября 2004,, 19:43

Modified 31 января, 20:20

Updated 31 января, 20:20

Референдум с подвыподвертом

16 октября 2004, 19:43
Глава республики Беларусь никогда не скрывал своих амбиций - быть 'вечным' президентом в своей стране. Референдум 17 октября демонстрирует очередные лингвистические и правовые ухищрения, предпринятые для достижения этой цели.

Глава республики Беларусь никогда не скрывал своих амбиций - быть 'вечным' президентом в своей стране. Еще в 2001 году он заявил, обращаясь к оппозиции: 'Милости просим впрягаться в телегу и тащить воз. А я могу быть впереди'. Уже в 2003 году он вновь предупредил своих соперников, что оставлять кресло президента не намерен. 'Я предупредил оппозицию: если ситуация в стране будет доведена до абсурда, это будет первейшей причиной для меня продлить свои президентские полномочия', - заметил он. Время пришло.

На 17 октября Лукашенко назначил референдум, на который вынес один краткий и ясный вопрос: 'Разрешаете ли вы первому Президенту Республики Беларусь Александру Григорьевичу Лукашенко участвовать в качестве кандидата в президенты Республики Беларусь в выборах президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: 'Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании'?

В первой части 'единственного' вопроса предлагается всего-навсего дать возможность главе государства участвовать в выборах еще раз. В чьем-то сознании к этому может свестись вся суть референдума. Довольный своим президентом, иной белорус великодушно согласится, походя, одобрив изменение конституции. Первая хитрость состоит в том, что вопрос референдума является двумя вопросами, главный из которых, конечно же, второй. Даже если человек поймет, что вопросов два, он все равно должен будет дать один ответ. А как быть, если на два вопроса у него два разных ответа?

Главным и вторым вопросом доверчивому гражданину предлагается принять часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: 'Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании'. 'А почему бы и нет?', - подумает гражданин. Ведь президент и так избирался на пять лет непосредственно народом, да и голосование всегда было тайным. Но здесь и зарыта вторая хитрость. Предлагая новый вариант, не выглядящий революционным, белорусам не напоминают старый. В новой редакции просто кое-чего не хватает. В старой же были слова: ':одно и то же лицо может быть президентом не более двух сроков подряд'. Суть в том, что вопрос не звучит: 'Согласны ли вы изъять эти слова?' Звучал бы он так, то и воспринимался бы совсем иначе.

На этом хитрости не заканчиваются. Статья 112 Избирательного кодекса Белоруссии однозначно запрещает выносить на референдум вопросы, 'связанные с избранием и освобождением президента'. Даже если представить, что в Белоруссии можно указывать на неправомочность действий Батьки, а судебная власть не обслуживает исполнительную, лазейка оставлена. Лукашенко может сказать, что на референдум вынесен единственный вопрос, предлагающий изменить конституцию. Если так, то вопрос об участии Лукашенко в выборах уже не будет актуальным, поскольку новый вариант конституции это автоматически разрешит.

Конституционный референдум в Белоруссии возможен. Проблема в том, что такой референдум не выгоден Батьке в условиях борьбы за явку. Для изменения конституции необходимо согласие более 50% всего избирательного списка. Для решения любого иного вопроса на референдуме достаточно простого большинства проголосовавших. Инициативу президента многие могут проигнорировать, и получить согласие большинства всех избирателей страны будет весьма проблематично. Получить голоса более 50% пришедших к урнам Лукашенко сумеет всегда. Если лишь столько он и получит, то изменить конституцию будет нельзя, но можно будет в третий раз участвовать в выборах. Получится так, что народ Белоруссии, сам того не понимая, примет неконституционное решение. Батька же останется 'чист' перед законом. Кроме того, поскольку будет засчитан положительный ответ на первую часть вопроса, то у Лукашенко будут основания засчитать, этот же ответ и для второй части. Вопрос-то формально один!

В этой ситуации удивляет лишь одно: зачем столько сложностей, когда в вырезаемом куске Конституции было сказано: 'одно и то же лицо может быть президентом не более двух сроков подряд'. В конце концов, нынешнее лицо может быть президентом сколько угодно сроков, просто не подряд. Например, кто-нибудь станет главой государства, и после нескольких дней правления отречется от престола в пользу Лукашенко. Таким образом, батька, не меняя конституции и не нарушая Избирательный кодекс, будет президентом еще 10 лет. Видимо, этот вариант является самым пожарным.

Максим Василенко, ИА 'Росбалт'