Posted 19 октября 2004,, 14:09

Published 19 октября 2004,, 14:09

Modified 2 апреля, 07:08

Updated 2 апреля, 07:08

Евросоюз поможет "продать" Россию

19 октября 2004, 14:09
ЕС недавно презентовал крупный проект развития туристической отрасли Северо-Запада РФ. Россияне же добавили к нему свою идею "Серебряного кольца"...

На прошедшей в начале октября в Петербурге международной туристической выставке INWETEX - CIS TRAVEL MARKET'2004 ключевым событием стала презентация крупного проекта Евросоюза для развития туристической отрасли Северо-Западного региона России, центром которого является Санкт-Петербург.

По данным ЮНЕСКО, Петербург находится на 8-м месте в мире по туристической привлекательности. Сейчас город посещают около 3 млн. туристов в год, но по расчетам питерских специалистов, потенциальный спрос на него - 30 миллионов! Уже несколько лет подряд идет рост числа прибывающих в Петербург туристов - на 10-15% в год.
В Санкт-Петербурге теперь находится и офис тим-лидера нового проекта ЕС на территории СЗФО - Элизео Бойты. А сам этот проект имеет бюджет в 2,2 млн. евро и рассчитан на 2,5 года.

Европа открывает России глаза на туризм

Всемирный Совет по Туризму (WTTC) регулярно проводит исследования в разных странах мира о влиянии туризма на общественное развитие, рост ВВП, развитие промышленности и сельского хозяйства, а также на ситуацию с занятостью населения, инвестиционным климатом и т.п. В позапрошлом году Совет исследовал ЮАР, в прошлом - Китай и Гонконг. Ну, а в нынешнем году занялся Россией...

На петербургском туристском форуме исполнительный вице-президент WTTC Рик Миллер огласил некоторые предварительные данные своего исследования туротрасли в РФ (они будут продолжаться еще 6 месяцев). Похоже, они стали откровением даже для российских специалистов. Итак, по расчетам WTTC, в 2004 году доля туротрасли и всего, что с ней связано, составит 8,6% российского ВВП. В ближайшие 10 лет в этой отрасли прогнозируются темпы роста свыше 7% в год - это 11-е место в мире по темпам. По объёмам же своего туристического сектора, в абсолютных цифрах, Россия занимает сейчас 16-е место в мире, однако в относительных цифрах - лишь 111-е. То есть, Россия пока не относится к категории туристско-ёмких стран.

Российские темпы роста нравятся Совету, но 'чтобы сохранить эту тенденцию, надо постоянно оглядываться вокруг', намекает г-н Миллер. И необходимо, чтобы российские власти осознали важность этой отрасли для национальной экономики. К этому президент Национальной Академии Туризма (НАТ) Юрий Кузнецов добавил, что наше государство, глядя на туризм, не должно думать о нём лишь с позиции наполнения бюджета. 'Туризм - это и социально значимое направление. Туризм - социальный феномен XXI века', - заявил президент НАТ. Ведь это и отдых, и лечение на курортах, и новые рабочие места.

По подсчетам НАТ, 30 туристов дают 1 рабочее место в самой туротрасли и 2 - в смежных секторах экономики. А исследование WTTC выявило, что в 2004 году в России с туриндустрией связано 4,9 млн. рабочих мест. Это если считать работающих на туризм не только в турфирмах и гостиницах, но и в авиакомпаниях, на транспорте, в обслуживании, на таможнях, в миграционных службах, в отраслях, которые поставляют различную продукцию для туристов - питание, бельё, мебель для гостиниц и пр. А ещё - работающих на строительстве новых гостиниц, конгресс-центров и т.п.

Туризм - локомотив российской экономики?

Представитель Еврокомиссии в РФ Стефан Шардон, представляя многообещающий проект Евросоюза для туриндустрии российского Северо-Запада, (Шардон является также и управляющим менеджером проекта), заявил: "Мы говорим об интеграции России в мировую экономику, а туризм - это пионер глобализации в нашем сотрудничестве'. ЕС уже запускал в России проекты по поддержке малого и среднего бизнеса. Но проект по туризму - это первый проект такого типа со стороны ЕС где-либо вообще.
По его словам, ЕС считает Северо-Западный регион важнейшим в России и видит огромный потенциал его развития - в том числе и в сфере туризма - в силу географической близости к расширившемуся Евросоюзу.

'Туризм может стать локомотивом для среднего и малого бизнеса, в целом для экономики России', - убежден тим-лидер нового проекта Элизео Бойто. Ведь территория Северо-Запада России в 3 раза больше, чем Франция, хотя и имеются очень большие различия между частями этого региона.
Сегодня для экскурсионного показа в регионе используется не более 15-20% исторических и культурных памятников - безрадостно констатируют российские специалисты. Не развита инфраструктура туризма, транспорт. Необходимо думать и о рациональном размещении объектов туристической инфраструктуры...

Но предложенный европейский проект как раз и отвечает насущным потребностям российской стороны. Он предлагает 6 основных направлений совместной работы:
- разработка комплексной маркетинговой стратегии для Северо-Запада России;
- разработка новых турпродуктов и модернизация старых на уровне требований современного жёсткого мирового рынка туризма;
- создание туристического Интернет-портала Северо-Запада РФ;
- содействие в программах обучения в сфере туризма работников областных администраций, информационных центров и турфим;
- помощь властям в либерализации регулирующих норм для туротрасли;
- создание структур, которые смогут поддерживать устойчивое состояние туристической отрасли региона в будущем, после завершения проекта.

Россия обретёт 'Серебряное кольцо'

В свою очередь российская сторона, по словам вице-президента Российского Союза Туриндустрии (РСТ) Сергея Корнеева, имеет большие планы по созданию принципиально новой туристической торговой марки Северо-Запада - 'Серебряное кольцо России'. Туризм в этом регионе, по его смелым прогнозам, может приносить до 20% бюджетных доходов.

Разрабатываемый брэнд 'Серебряное кольцо' - это не маршрут, а огромная, потенциально интересная туристам территория вокруг Петербурга, - пояснил зам. руководителя Федерального агентства по физкультуре, спорту и туризму Александр Соколов. Под этот брэнд будут разрабатываться соответствующие требования к объектам гостеприимства, питания, торговли, к музеям, транспортным компаниям и т.д. И если они будут отвечать этим высоким требованиям, то смогут воспользоваться общим брэндом 'Серебряное кольцо'.

Паломники, "селяне" и яхтсмены...

Питерские туроператоры помышляют также о разработке новых комбинированных маршрутов по Северо-Западу, где наиболее привлекательны, с их точки зрения, - Петербург, Новгород, Псков, Карелия, Вологодская область. В последнее время активно развивает туризм и Ленинградская область. Юбилей Старой Ладоги как первой столицы Руси, а также возвращение на берега Волхова Тихвинской иконы Божьей Матери активизировали поток туристов в эти места. В Приозерском, Выборгском, Лодейнопольском районах Ленобласти появились небольшие, но хорошие отели, гостевые домики, коттеджи, оздоровительные базы. Поднимается на ноги после глубокого кризиса 90-х и санаторно-курортный комплекс.

В проекте ЕС, к слову, ставится задача помочь пройти сложный и затянувшийся период рыночной трансформации курортам и санаториям Северо-Запада, поскольку туристические программы, связанные со здоровьем, в России вообще пока мало эксплуатируются. Речь в "европроекте" идет и о развитии туризма на реках и озерах, а также о совершенно новом для России сельском туризме, когда путешественники могут пожить в деревне, ходить в лес по грибы да ягоды, за водой на колодец, и даже могут научиться косить траву и доить корову.

Среди других перспективных направлений в регионе - развитие яхтенно-катерного туризма, создание стоянок для таких малых судов, яхтенного порта. "В этом году Россия впервые разрешила путешествия зарубежных яхт по своим внутренним водным путям. Но активность иностранцев пока очень низка, и надо думать, как улучшить эту ситуацию, - говорит начальник отдела морского туризма и экскурсий Санкт-Петербургского туристско-информационного центра Андрей Березкин. - С другой стороны, если говорить о морских круизах, то 75% заходов иностранных судов в Петербург - на 2-3 дня, тогда как в любой другой город Европы - на одни сутки'.

...В качестве подрядчика в туристическом проекте ЕС для Северо-Запада России задействована группа консультантов из фирм Carl Bro (Дания), Pohl-Consulting & Associates (Германия) и Branan (Россия). Консорциум будет работать в тесном сотрудничестве с РСТ, органами федеральной и региональной власти, частными фирмами, предпринимательскими объединениями и множеством заинтересованных лиц, которые могут выходить со своими предложениями на представительство проекта в Санкт-Петербурге.
Заметим также, что выступавшие на презентации проекта отмечали очень активную роль, которую в его подготовке играло полномочное представительство Президента РФ в СЗФО. Если всё пойдет как задумано, то положительные результаты совместных усилий Евросоюза, российских властей, туроператоров России и Европы должны быть заметны уже в следующем году.

Павел Яблонский. Санкт-Петербург