Posted 21 октября 2004,, 07:16

Published 21 октября 2004,, 07:16

Modified 31 января, 20:20

Updated 31 января, 20:20

"Невское время": По главной улице -с бутылкой?

21 октября 2004, 07:16

Петербургским законодателям показалось недостаточным существующего запрета публичного распития крепких спиртных напитков и запрещения продажи пива и сигарет несовершеннолетним. Вместо того чтобы озаботиться причинами неработоспособности уже принятых законов, целый авторский коллектив из 8 депутатов (Евтухов, Нилов, Заушникова, Зы-бин, Гольман, Солтан, Никитин, Ягья) произвел на свет очередной проект. На слушаниях присутствовали только трое из них, выступали -двое, причем оба (Евтухов и Нилов) сообщили, что уже получают массу звонков избирателей, твердо обещающих больше за них не голосовать. И это понятно.

Надо сказать, что "слушания" изначально были жестко регламентированы по времени и выступить смогли только подготовленные организаторами ораторы, которые, разумеется, дружно поддержали проект, как только могли, хотя их аргументация и была большей частью не бесспорна. Но в любом случае, о чем бы ни шла речь, средоточием вселенского зла почему-то оказывалось именно пиво.Видимость разностороннего обсуждения "проблемы" (которую, кстати, никто так и не сформулировал) создавали выступления представителей ГУВД, комитетов по образованию и по здравоохранению. Пожалуй, слегка переборщили организаторы, заготовив даже и "представителя общественности города" (Федора Тюкалова), не пояснив, правда, уполномочен ли он ее представлять. Единственным диссонансом в одобряющем хоре прозвучало выступление представителя ОАО "Вена" Татьяны Антончик, которой неожиданно предоставили слово, видимо почувствовав становящийся неприличным перебор односторонних одобрительных выступлений.

Татьяна Антончик говорила, что обсуждаемый законопроект представляет реальную угрозу для пивоваренной отрасли города и является не первым случаем попытки удара по пивоварам. Что три крупнейшие петербургские пивоваренные компании участвуют в проекте "Лучший налогоплательщик Петербурга" и приносят в бюджет огромные деньги, тогда как статистика свидетельствует, что около 30 процентов их продукции выпивается немедленно после приобретения. Что множество людей, даже при желании, не имеют материальной возможности ходить по кафе и барам, чтобы попить пива, ведь там оно весьма недешево. Она особо подчеркнула, что пивовары сами поддерживают запрет продажи пива несовершеннолетним, но считают преждевременным вводить ограничения для взрослых людей.

Характерно, что для самих инициаторов, по словам Виктора Евтухова, "до конца не решен вопрос, есть ли смысл рассматривать законопроект, привлекать к проблеме широкое внимание". И своим вопросом он сам невольно дает ответ. Дело в том, что фактически вопросов не один, а два. И два вопроса имеют разные ответы. Если речь идет об отвратительности зрелища молодого человека, бредущего в школу с бутылкой пива и сигаретой, - спору нет, надо разбираться в причинах неэффективности уже принятых мер и готовить новые.

Но в той же мере бесспорна бессмысленность и вредность трех небольших абзацев, которые могут стать законом Петербурга. Не оставляет ощущение, что авторы, на словах преследуя в принципе правильные цели, совершенно не представляют себе ни путей их достижения, ни возможных последствий реализации их проекта. Похоже, раз уж в плане работы фракции записано "внести проект", надо хоть что-то, но внести...

Может быть, лучше было бы разобраться, почему, как говорил первый заместитель председателя комитета по образованию Геннадий Соколенке, несмотря на действующий закон и неоднократные нарушения, продолжают работать торговые точки, продающие несовершеннолетним пиво и сигареты? Пользы для дела, о котором так радеют авторы, вероятно, было бы больше.

Суть законопроекта несложна. Она сводится к тому, что любой, кто в общественных местах (под ними понимается абсолютно все - улицы, парки, транспорт, стадионы... - кроме торговых точек, торгующих спиртным в розлив) пьет какие-либо напитки крепостью от 1,5 до 12 процентов, подпадает под "предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 до 3 МРОТ.В данном случае МРОТ равняется 100 руб, так что "по закону" бутылочка пивка обернется штрафом от 100 до 300 рублей. Это - еще только часть беды, ведь обеспечен и контакт с милицией, который может обойтись куда дороже. Возможность отделаться *' предупреждением вряд ли может серьезно рассматриваться (если только наряд милиции не "застукает" с бутылкой пива 7-летнего пацана).

Интересно,что в пояснительной записке авторы утверждают, будто распитие в общественных местах слабоалкогольных напитков представляет собой "гораздо большую общественную опасность", чем крепких! Мало того, что они не имеют представления о понятии "общественная опасность" и легко путают ее с "общественной нравственностью", они хотят, "чтобы человек, пьющий на улице алкогольный напиток, воспринимался не как пример для подражания, а как образец девиантного, отклоняющегося от нормы, поведения". Если вспомнить, что "алкогольное" в тексте законопроекта начинается от 1,5 процента, то на улице или в "иных" общественных местах пить даже кефир окажется "девиантно".Чего, собственно, добиваются авторы, понять совершенно невозможно. Неужели того, чтобы на улицах никто ничего не пил? В конце концов, в XIX веке на улице считалось неприличным есть... Но при чем тут пиво? А получается так, что именно в нем -все зло, поскольку именно банку или бутылку в общем законопослушный человек должен взять в руки, чтобы тут же стать образцом неприличного поведения.

Еще очень многое хотелось бы сказать, опровергнуть массу не выдерживающих критики беспомощных "аргументов" сторонников проекта. Но, если резюмировать, то напрашивается вывод:
"Слушание проведено, забудьте". Это лучшее, что можно сделать, чтобы не создавать почву для новых злоупотреблений со стороны милиции и ее конфликтов с гражданами, не мешать жить людям и работать бизнесу. Да и репутации депутатов и бюджету города не вредить.

"Невское время"