Posted 22 октября 2004,, 06:42

Published 22 октября 2004,, 06:42

Modified 2 апреля, 07:07

Updated 2 апреля, 07:07

"Деловой Петербург": Торговые павильоны стали яблоком раздора

22 октября 2004, 06:42

В рамках борьбы с терроризмом в Петербурге решили убрать торговые павильоны с остановок городского транспорта.Вчера на Исаакиевской площади в пикет встали владельцы и работники остановочных магазинчиков. Участников пикета - владельцев торговых павильонов через час забрали в отделение милиции.

Районные КУГИ прекратили продлевать срок аренды земли предпринимателям - владельцам павильонов на остановочных комплексах и рядом с ними. Решать проблему, по заверению губернатора Петербурга Валентны Матвиенко на заседании правительства 19 октября, будут строго в рамках правового поля, а павильоны перенесут "в другие места". "Это задача районных администраций - предоставить предпринимателю свободные площади, - сказала Валентина Матвиенко, - но могу заверить, что у нас хватит политической воли довести процесс до конца. Считаю, ларькам не место на остановках: это, во-первых, вопрос безопасности, во-вторых, плохая эстетика".

Больной вопрос

По разным данным, проблема коснулась уже от 2 до 3 тыс. городских предпринимателей. В Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) администрации СПб называют цифру 5 тыс. Учитывая то, что каждый торговый павильон обслуживают от 4 до 10 человек, в результате этой акции без работы могут остаться 30-40 тыс. человек.В редакции "ДП" побывала группа предпринимателей, владельцев и работников павильонов. Эти люди создают сейчас общественную организацию "Союз защиты малого бизнеса в сфере торговли".

"Мы считаем, что акцию заказали крупные сетевики, - говорили предприниматели, - кому, скажите, мешает торговля продуктами первой необходимости на остановках? Водку мы не продаем, а если кто-то и торгует, то за этим должны следить соответствующие органы. В спальных районах павильоны просто необходимы, особенно в плане нынешней тенденции ликвидации рынков". У совладелицы фирмы, имеющей пять павильонов в спальных районах, Елены К., в прошлом инженера, - трое детей, которых она растит одна. Всем ее павильонам отказано в продлении договора аренды.

"Остановочные павильоны приносят в городскую казну $3 млн в месяц, - говорит предпринимательница, - и это только плата за землю, а есть еще другие отчисления". К губернатору обратились также различные объединения предпринимателей.

Всем сестрам по серьгам

Как правило, торгово-остановочные комплексы или павильоны у остановок - собственность предпринимателей, которые арендуют у КУГИ землю. Срок аренды земли - от 1 года до 3 лет. "Никаких распоряжений по сносу павильонов нам пока не показали, - говорит владелец трех частных павильонов из Фрунзенского района Владимир Кочетовcкий, - однако районные КУГИ документы на продление аренды не принимают и не рассматривают районные комиссии". Во Фрунзенском районе 300 предпринимателей, владеющих павильонами на остановках. Намерение легализовать "остановочный бизнес" появилось у правительства города не вчера. В апреле "ДП" писал о том, что Комитет по транспорту администрации СПб создает ГУП "Организатор перевозок", которое будет контролировать торговлю на остановках (см. "ДП" 62/04, www.dp.ru) . Сейчас проект находится в стадии разработки и будет регулировать только транспортные потоки, а не торговлю на остановках.

Заместитель главы администрации Калининского района (в котором действует более 200 остановочных павильонов) Михаил Сафонов считает, что мелкие торговцы "особенно не пострадают", потому что потенциал для развития мелкорозничной торговли в Калининском районе есть, и предприниматели с остановок "просто переедут в другие помещения".

Как сообщил источник "ДП", администрация Красносельского района к 22 декабря планирует убрать все павильоны в районе. Администрация Московского района хочет снести 100 ларьков вдоль правительственной трассы. А в районе станции метро "Пионерская" уже несколько павильонов бульдозером утащили на пустырь. Владимир Катенев, президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, на том же заседании правительства заявил, что привязка к терроризму выглядит сомнительной, поскольку павильоны на остановках начали закрывать с лета. У станции метро "Чернышевская" ряд ларьков закрыли, а ряд оставили. "Что изменилось с точки зрения безопасности?" - задался вопросом Владимир Катенев.

Где выход

По мнению экспертного совета Санкт-Петербургского союза предпринимателей, выходом из сложившейся ситуации может быть реконструкция торгово-остановочных комплексов с расширением пространства на самой остановке и облагораживанием внешнего вида торговой точки - в этом случае срок земельной аренды, возможно, будет продлен. В среднем на реконструкцию одного остановочного павильона предпринимателю необходимо будет вложить от $18 тыс. Другим выходом может быть поиск новых помещений для торговли.

Когда верстался номер

Весь день организаторы пикета на Исаакиевской пл. просидели в отделении милиции в ожидании суда по факту правонарушения федерального закона от 19.06.2004 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Суд над владельцами павильонов состоится сегодня в 10.00 в Федеральном суде Адмиралтейского района. Пикетчикам грозит штраф. "ДП" будет следить за развитием событий.

Есть мнение

Александр Аникин, адвокат:
"У этого дела есть судебная перспектива, особенно если действия КУГИ противоречат утвержденной программе поддержки малого предпринимательства. Поскольку владельцы павильонов были добросовестными арендаторами земельных участков и вносили все необходимые платежи, а документа, на основании которого не продлевают договор аренды, пока не существует, можно обратиться в суд и попробовать отстоять свой бизнес".

Наталья Гордеева, заместитель председателя КУГИ:
"Мы приводим павильоны на остановках в соответствие европейскому стандарту. Единственное, что можно посоветовать предпринимателям - владельцам павильонов, обращаться в районные администрации за предоставлением других площадей для мелкорозничной торговли".

Кстати

Отчисления одного торгового павильона:
- Аренда земли - 10-16 тыс. руб./мес.
- Вывоз мусора - 2400 руб./мес.
- ЕНВД - 3600 руб./квартал
- Патент - 1200 руб./год
- Пожарные - 1500 руб./год
- СЭС - 1400 руб./год
- Каждый павильон стоил владельцам от $5 до $13 тыс.

Цифра
15тыс. рублей в среднем составляет чистый доход владельца торгового павильона на остановках городского транспортаИсточник: по данным компаний.

"Деловой Петербург"