Полное покрытие рисков сейчас оплачивают в России только богатые люди, которые в состоянии строить большие и дорогие дома. Среднестатистический россиянин, не говоря уже о пенсионерах и инвалидах, предпочитает экономить на страховой защите. Хотя, по мнению страховщиков, именно эта категория граждан нуждается в страховании жилья больше всего. Богатые люди могут в случае неблагоприятного стечения обстоятельств построить или купить себе новый дом - по крайней мере, без крыши над головой они не останутся.
Администрация Петербурга пока что соблюдает дистанцию. По словам заместителя председателя Жилищного комитета администрации Санкт-Петербурга Олега Вихтюка, 62% петербургского жилья принадлежит частным лицам, и город не может определять политику в сфере эксплуатации жилищного фонда. 'Я не сторонник обязательного страхования жилья', - заявляет Олег Вихтюк.
Впрочем, и раньше в городской администрации не наблюдалось большого количества его сторонников. Закон по этому поводу в Петербурге есть. Как сообщил директор филиала 'Московский' ООО 'Росгосстрах-Северо-Запад' Валентин Логинов, 'Закон Санкт-Петербурга 'Об основах и порядке участия Санкт-Петербурга в страховании жилого фонда' был принят законодательным собранием города 5 мая 1999 года и подписан действовавшим тогда губернатором Владимиром Яковлевым 27 мая'. Согласно этому закону при наступлении страхового случая (пожара, наводнения, землетрясения, взрывов и т.д.) городская администрация разделяет со страховщиками выплаты по возмещению ущерба. Страховщик возмещает страхователю ущерб, причиненный имуществу, а ущерб, нанесенный конструктивным элементам здания, возмещает городская администрация из своего бюджета.
Согласно закону городская администрация должна была выбрать уполномоченные страховые компании, выделить средства в бюджете для погашения своих обязательств. Однако ничего этого не сделано. И закон не работает до сих пор. Логинов считает, если сейчас принять все необходимые меры, то этот закон может заработать уже в 2005 году.
Существование федерального закона об обязательном страховании жилья по-прежнему под вопросом, хотя еще летом 2003 года председатель Госстроя Николай Кошман заявлял, что обязательное страхование жилья будет введено в 2004 году. По его словам, Госстрой собирался в конце 2003 года вынести законопроект на рассмотрение Государственной Думы.
Однако депутаты не встретили эту идею с энтузиазмом. Депутат Госдумы, президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александр Коваль в одном из интервью сказал, что ВСС не включает тему обязательного страхования жилья в планы своей работы на ближайшие два года. Вместо этого, заявил Александр Коваль, рабочая группа ВСС проанализирует перспективы введения страхования ответственности юридических и физических лиц, арендующих и эксплуатирующих жилье.
Впрочем, следует отметить, что пока больше внимания уделяется обоснованию необходимости введения обязательного страхования, чем его последствиям и механизмам работы. У страховых компаний пока нет четкого представления о том, как оценить имущество и условия наступления страхового случая, при которых страхователю будет отказано в возмещении ущерба.
Не ясно пока, кто и как будет страховать жилье, где высока вероятность наступления страхового случая, например, гибели имущества из-за разрыва труб системы водоснабжения. 'Мы не хотим, чтобы за наш счет ремонтировался жилой фонд', - говорит ведущий управляющий по продажам филиала 'Московский' ОСАО 'РЕСО - Гарантия' Алина Кунакова. Между тем, износ жилого фонда в России, по оценкам некоторых экспертов, достиг уже 70%, а по другим оценкам не менее 50%. И населяют этот проблемный жилой фонд как раз те среднестатистические россияне, которые, по мнению сторонников ОСЖ, более всего нуждаются во введении этой практики в России.
Легко оценить стоимость жилья в только что построенном доме. Но как быть со старым фондом, где проваливаются полы на первых этажах и рушатся деревянные перекрытия? Зачастую такие помещения находятся как раз в центре города, где жилье стоит дорого. Как справедливо заметил эксперт Союза потребителей России Всеволод Саксеев, в случае страхования такого жилья его проще спалить, а на вырученные деньги обзавестись новым.
Аналогичного мнения придерживается и начальник управления государственного противопожарного надзора главного управления по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга Виктор Кривошонок. Он считает, что введение закона об обязательном страховании жилья от пожаров может привести к росту числа пожаров в историческом центре Петербурга.
Огонь - главный враг жилого фонда. По данным Госпожнадзора, в среднем в Петербурге происходит от 8 до 9 тыс. пожаров в год. Около 4,5-5 тыс. из них - в жилом фонде. В 2003 году, по словам Виктора Кривошонка, город потерял в результате пожаров около 80 тыс. квадратных метров жилья. Что касается проектов введения закона об обязательном страховании жилья, начальник Управления Госпожнадзора считает необходимым предварительно проработать механизмы повышения огнестойкости жилья, в котором должны быть заинтересованы страховые компании.
Впрочем, дело с поджогом жилья вряд ли выгорит у страхователя, если он спалит свою квартиру, чтоб на полученные от страховщика деньги купить новую. Ни для кого не секрет, что основная причина пожаров - неосторожное обращение с огнем. И это может послужить для страховщика поводом обвинить страхователя в пожаре. Подать на него в суд. И востребовать если не всю, то хотя бы часть суммы, потраченной на возмещение ущерба.
Препятствием для введения обязательного страхования жилья сегодня может стать и не вполне удачный опыт по введению ОСАГО. Как заявил несколько дней назад глава Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев 'население может отпугнуть негативный опыт введения автогражданки'. Однако, по мнению Ломакина-Румянцева, 'этот вид страхования (страхование жилья - Ред.) для России очень важен, так как большая часть территории страны, по данным МЧС, находится в неблагоприятных условиях'. 'Через два-три года практика ОСАГО значительно улучшится, и можно будет ставить вопрос о введении обязательного страхования жилья в России', - считает глава Федеральной службы страхового надзора.
Александр Сологуб, ИА 'Росбалт'