Posted 15 декабря 2004,, 08:36

Published 15 декабря 2004,, 08:36

Modified 2 апреля, 06:50

Updated 2 апреля, 06:50

"Реформа энергетики антиконституционна'

15 декабря 2004, 08:36
Идущая с нарушением законодательства реформа РАО "ЕЭС" приведет к отчуждению энергетики у государства, считает редактор газеты 'Промышленные ведомости' Моисей Гельман.

На прошлой неделе реформа российской электроэнергетики вступила в решающую фазу. Процесс организации территориальных и оптовых генерирующих компаний идет к завершению, создание новых энергетических компаний будет завершено в 2005 году, и уже к концу 2006 года РАО 'ЕЭС России' будет реорганизовано. Однако даже сейчас, когда реформа вышла, по сути, на завершающий этап, продолжают звучать достаточно аргументированные мнения о том, что сама реформа энергетики проводится незаконно, с ущемлением прав акционеров РАО и потребителей энергии.
Своей оценкой реформы энергетики с корреспондентом 'Росбалта' поделился редактор газеты 'Промышленные ведомости', кандидат технических наук Моисей Гельман.


- На прошлой неделе Анатолий Чубайс заявил о том, что сроки реструктуризации РАО 'ЕЭС России' - конец 2006 года - являются абсолютно реальными. Это значит, что уже в конце 2006 года состоится обмен или, как говорят в РАО, 'распределение' акций между создаваемыми в настоящее время энергетическими компаниями. С этим согласился министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, который заявил, что реформа идет по намеченному плану. Как бы вы охарактеризовали этот план и реформу в целом?

- Только как противоречащие законодательству. Напомню, что президент Владимир Путин заявлял о том, что соблюдение законодательства является основной гарантией стабильности в стране. В этом же случае законы грубо нарушены.

Согласно Гражданскому кодексу РФ и Федеральному закону 'Об акционерных обществах', решение о реструктуризации или разделе акционерного общества принимается на общем собрании акционеров квалифицированным большинством голосов (75%) владельцев голосующих акций. А у государства, в лице правительства РФ, такого числа голосов нет - пакет его акций содержит около 52%. Этот пакет позволяет, подобно единоличному, по строгим правилам, вождению автомобиля, управлять ЕЭС как целостным объектом, но не дает права "шоферу" единолично распоряжаться "автомобилем" как имуществом, принадлежащим солидарно всем акционерам.

Но в федеральном законе 'Об электроэнергетике', не мудрствуя, лукаво записали, что для реорганизации и упразднения РАО "ЕЭС" требуется не 75% голосов акционеров, а всего лишь простое большинство. Хотя это противоречит не только конституционной норме статьи 55, которая запрещает принимать новые законы, ущемляющие права и свободы граждан, акционеров, а также закону 'Об акционерных обществах', но и тому, что новые законы обратной силы иметь не могут. Но умудрились нарушить законы и при новой норме (простого большинства): решения о создании новых компаний - а это, по сути, отчуждение собственности у акционеров - принимало не общее собрание, а... совет директоров.

- То есть, нарушены не только имущественные, но и конституционные права акционеров РАО "ЕЭС"?

- Да, именно так. Закон 'Об электроэнергетике' нарушает Конституцию России и противоречит закону 'Об акционерных обществах'. Ограничена свобода действий акционеров. Заполучив таким противоправным образом незаконное право на диктат, правительство, повинуясь воле Чубайса, противоправно заставит акционеров РАО "ЕЭС" отказаться от своих нынешних акций и стать акционерами десятка других, более мелких обществ, с существенными материальными для них потерями.
Эти намерения, воплощенные в законе 'Об электроэнергетике', их регламентирующем, грубо нарушили конституционное и федеральное законодательство - нормы Конституции и Гражданского кодекса РФ, а также федеральных законов 'Об акционерных обществах' и 'О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках'.

Закон 'Об электроэнергетике' представляет собой, по существу, набор ничем не обоснованных предписаний по преобразованию РАО "ЕЭС России" (что является исключительным правом общего собрания акционеров), а также по коренному изменению и фактически ликвидации объекта, принадлежащего акционерам, которые обладают исключительным правом совместного владения и распоряжения этим объектом. Указанные права, как уже сказано, записаны в Гражданском кодексе и в законе "Об акционерных обществах".

- А разве РАО "ЕЭС" находится не в ведении правительства России? При Министерстве промышленности и энергетики функционирует рабочая группа по реформированию отрасли, этот вопрос много раз поднимался на заседаниях правительства. Разве государство совсем не имеет прав влиять на процесс реформирования?

- Я отвечу вопросом на вопрос: на каком, вообще, основании государство принимало законы по реструктуризации РАО "ЕЭС", противоправно подменив собой общее собрание его акционеров и присвоив себе их право солидарно распоряжаться имуществом общества? Речь идет не о ведении - управлении федеральной энергосистемой, как целостным объектом, согласно статье 71 Конституции, осуществляемом государством через совет директоров РАО "ЕЭС России", - а именно об одностороннем вмешательстве в деятельность общества, направленном, в том числе, на разрушение единой энергосистемы как объекта - предмета федерального ведения.
Этот вопрос нужно осветить чуть более подробно.

Существование и целостность ЕЭС как федеральной энергосистемы регламентированы и ныне действующим Указом Президента РФ от 15 августа 1992 г. N923, которым было создано РАО 'ЕЭС России'. Из этого указа следовало, что ЕЭС является системой энергоснабжения, для чего созданному РАО были переданы электростанции, линии электропередачи, распределительные сети и подсистема диспетчерского управления.
И хотя в указе президента говорилось об одной российской, то есть федеральной системе, на самом деле их несколько. Собственно ЕЭС, образуя как бы поделенный на сообщающиеся отсеки бассейн, охватывает европейскую часть страны, Сибирь и Забайкалье. Изолированы от нее Магаданская, Сахалинская и Камчатская энергосистемы, а также Объединенная энергосистема Дальнего Востока, которая простирается от юга Якутии до Тихого океана.

Существование, а значит, целостность федеральных энергосистем, были затем закреплены в статье 71 Конституции РФ, согласно которой эти системы находятся в ведении Российской Федерации. Именно поэтому контрольный пакет акций РАО "ЕЭС России" принадлежит государству. Однако чтобы эта конституционная норма выполнялась, она должна одновременно распространяться на все системообразующие функциональные части той же ЕЭС.
А закон по "реформированию" ЕЭС этот предмет ведения ликвидирует. Следовательно, прежде чем его принимать, требовалось изменить соответствующие статьи Конституции и Гражданского кодекса РФ. Вот в чем дело.

- Иными словами, реформа РАО "ЕЭС", по вашему мнению, приведет к отчуждению энергетики у государства?

- К сожалению, да. Намеченное, согласно закону 'Об электроэнергетике', выделение из РАО "ЕЭС" электростанций, образование из них множества коммерчески самостоятельных генерирующих компаний, контрольные пакеты акций которых не будут принадлежать государству, прекращение государственного регулирования тарифов на электроэнергию в итоге приведут к отчуждению у Российской Федерации нынешнего ее права влиять на использование и развитие источников энергоснабжения страны, а значит, и на решение общесистемной задачи - надежного энергоснабжения потребителей, что предписано упомянутым выше указом президента страны, который пока не отменен.

- Что, по вашему мнению, следует сейчас предпринять?

- Очевидно, оценить соответствие "реформаторских" законов Конституции РФ смог бы Конституционный суд страны. Но пока никто его об этом не запрашивал, хотя необходимость запроса уже очевидна. На поданную мною жалобу на нарушение моих прав, как акционера РАО 'ЕЭС', Конституционный суд пока не ответил.

Согласно пункту 1 статьи 76 Конституции РФ, по предметам ведения Российской Федерации принимаются соответствующие федеральные законы. Поэтому нужно отменить закон 'Об электроэнергетике' и разработать вместо него закон 'О федеральных энергосистемах' который регламентировал бы технологическое и организационное единство той же ЕЭС как естественной монополии. Именно таковой она создавалась, и никаким законом конкуренции в ней не создать.

Если не пресечь нынешнее реформирование электроэнергетики и неизбежные при этом вопиющие нарушения законодательства, то сохранить стабильность в России не удастся, так как будет разрушена система электроснабжение страны.

Беседовал Дмитрий Верхотуров, ИА 'Росбалт'. Москва