Posted 14 марта 2005,, 08:14

Published 14 марта 2005,, 08:14

Modified 31 января, 20:42

Updated 31 января, 20:42

Сусанна Дудиева: "Я знаю, что всю правду нам не расскажут"

14 марта 2005, 08:14
Председатель комитета "Матери Беслана" говорит о том, чего ждут от парламентской комиссии по расследованию обстоятельств сентябрьской трагедии родственники жертв теракта.

После трагедии в Беслане 1 сентября 2004 года в октябре был создан комитет "Матери Беслана". О том, как сейчас родственники жертв теракта оценивают работу парламентской комиссии по расследованию обстоятельств трагедии, чего ждут и что делают, корреспонденту "Росбалта" рассказала председатель комитета Сусанна Дудиева.


- Как вы отнеслись к сообщению членов парламентской комиссии по расследованию обстоятельств теракта в Беслане о том, что уже в марте будет готов ее доклад?

- Нам говорили, что нас ознакомят с предварительными результатами, но пока ни с чем не знакомили. Может, нас с окончательными результатами хотят ознакомить. Будем ждать. Если результаты расследования будут идти в разрез с той правдой, которую знаем мы, и парламентская комиссия попытается заставить нас проглотить неправду. Мало того, что не смогли спасти, а всё, что осталось, вывезли на мусорную свалку... Мы будем отстаивать свое право обращаться в международные инстанции.

- Члены комиссии как-то сотрудничают с вами, считаются с вашим мнением?

- Пока да. Но, говорю вам, мы не знакомы даже с предварительными результатами. В последний их приезд ничего они не раскрыли, ни с чем нас не ознакомили. Сказали: "Мы работаем, обобщаем все документы, занимаемся обобщением всех следственных показаний".
Будем ждать результатов расследования. Но мы все надеемся на то, что хоть какая-то часть правды будет. Я знаю, что всю правду нам не расскажут. Я себя уже подготовила к этому. Но если то, что скажут, будут очередным враньем, я с этим тоже не соглашусь, как и все люди, которые пострадали.

- А как сейчас обстоит дело с помощью бесланцам?

- Гуманитарная помощь уже вся распределена. Что касается материальной помощи, которая шла в Фонд потерпевшим в Беслане, то средства, поступавшие на рублевый счет, роздали. Про валютный - я еще не в курсе. Но то, что много недомолвок, кривотолков, сплетен, слухов - это есть.

- Что было причиной недавних акций протеста?

- Первая акция протеста - пикет на дороге - организовалась стихийно. Требованием была отставка Дзасохова, потому что мы считаем, что моральная вина лежит на нем. Теракт в нашей республике был допущен из-за безответственности, халатности, в общем, по вине Дзасохова и правительства. И все три дня они бездействовали. Все действия, которые они предпринимали, ни к чему не привели. Моральная вина лежит на президенте республики, потому что даже если бы один человек погиб, он должен был бы отвечать. Он за жизнь каждого гражданина в ответе. А там столько детей погибло, и он не мог им даже глотком воды помочь. Требования об отставке президента - они так и остаются. От них никто не отказывается, мы так и будем продолжать требовать отставки Дзасохова.

8 марта мы провели мирную акцию - митинг "Женщины Осетии против террора". Политических требований там никаких не выдвигалось, об отставке президента Дзасохова ни слова не говорилось. Мы провели мирную акцию, собрались женщины, но было много и мужчин. Выступали женщины, читали стихи, призывали народ объединиться в борьбе с террором. Мы считаем, что акция удалась, хотя власть нам строила столько преград все три дня подготовки, с 5 по 8 марта. По телевизору заявляли, что митинг запрещен, что мы дестабилизируем обстановку, что нам нужно сейчас сидеть тихо. И в такой тяжелой взрывоопасной обстановке мы живем, что женщины вымаливают и требуют сострадания, а это аморально - вымаливать сострадание. В общем, три дня они старались не выпустить людей на улицу, но пришло более тысячи человек на митинг. Всё, что мы хотели сказать - попросить людей объединиться, быть бдительными и сплотиться. Мне кажется, нам удалось.

- Продолжатся ли ваши акции протеста?

- Я не могу знать, как они будут повторяться, но я вам скажу одно: боль с каждым днем становится острее и острее. И как только потеплеет, как начнется весна, всё зазеленеет, эта боль вообще будет раздирать душу. Точно так же, как и в первый снег обострились все наши чувства, вся боль. С первым снегом активизировались наши выступления, потому что невозможно было сидеть дома, детей рядом нет. То же самое будет и весной.
Я слышу настроения людей. И они виновником всего видят президента Дзасохова. Круг виновных очень велик. Но в первую очередь виноват президент нашей республики. И думаю, что с потеплением наша боль опять станет сильней, и людей нельзя будет удержать дома. На кладбище, как только теплеет, становится всё больше и больше народа. Нескончаемые рыдания, всё усеяно цветами. Очень трудно смотреть. Боль не утихает.

Беседовал Максим Василенко, ИА 'Росбалт'