Posted 15 марта 2005,, 07:19

Published 15 марта 2005,, 07:19

Modified 2 апреля, 06:22

Updated 2 апреля, 06:22

"СПб Ведомости": Цена вопроса, илиО том, как имеющие право на льготные лекарства петербуржцы стали объектом очередного эксперимента

15 марта 2005, 07:19

В последнее время социальный отдел редакции практически превратился в диспетчерскую: невозможно заниматься ничем другим, кроме как отвечать на вопросы измученных безысходностью федеральных льготников....Юрий Михайлович Н. месяц ждал выписанный ему противоопухолевый препарат, а потом в аптеке ему сказали: "Забирайте ваш рецепт. Лекарства все равно нет"....Мария Михайловна К. не одну неделю пыталась получить лекарство от глаукомы: в аптеке ей говорили, что фармфирма не выполняет их заявки, а в фармфирме (бедная читательница дошла уже и до нее) утверждали, что в глаза не видели никакой заявки!

В это же самое время в городе постоянно проходили всевозможные посиделки на тему льготных лекарств. Сначала в Законодательном собрании Санкт-Петербурга прошли депутатские слушания, проведенные постоянной комиссией по здравоохранению и экологии, а затем те же самые люди собирались у вице-губернатора Людмилы Косткиной. И каждый раз действующие лица сей печальной истории - представители комитета по здравоохранению, территориального фонда обязательного медицинского страхования, пенсионного фонда, страховой медицинской компании "Макс-М", фармацевтических фирм "Центр внедрения "ПРОТЕК" и "Империя-Фарма", а также руководители поликлиник и аптек - твердят одно и то же. Мол, пока все плохо, но будет хорошо. Кто это знает?

На депутатских слушаниях сначала, как водится, выступили "главные" начальники. Вернувшийся с заседания Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию и здравоохранению председатель постоянной комиссии ЗакСа по здравоохранению Александр Редько сообщил, что в целом все российские регионы справляются с данной проблемой неудовлетворительно, но особенно неважно дела обстоят именно в нашем городе. И вывод этот московские руководители сделали, похоже, из огромного количества жалоб, поступающих к ним из Питера. "Что за ерунда? - разводят руками федеральные чиновники, - вам выделено на льготные лекарства три миллиарда рублей - это в сотни раз больше прежнего!"
- И надо только правильно распорядиться этими деньгами, - передал мнение федералов Александр Редько.

И "только"? Что же мешает решить столь простую задачку - уж что-что, а деньги тратить на Руси всегда умели. Правда, тут как минимум необходимо их наличие. Деньги же, выделенные из федерального бюджета на лекарства, целых два месяца были виртуальными: льготники приходили в аптеки за бесплатными лекарствами, а город между тем не получил на это ни копейки! Более того, исполнительный директор фонда ОМС Юрий Михайлов сообщил, что фонд не имеет никаких документов, определяющих порядок финансирования льготного лекарственного обеспечения, и как эти средства тратить, пока не ясно. Кто-то нашел время подсчитать, что за январь этого года по сравнению с прошлым число обращений граждан в поликлиники возросло на 63%! Врачи больше ничем не успевают заниматься, кроме как выписывать федеральным льготникам рецепты. И все равно выписывают их мало! Оказывается, что для выписки 360.000 рецептов в месяц (именно столько позволят "отоварить" средства, которые город должен получить из федерального центра) и при условии, что это будут делать все врачи всех поликлиник, выписывающих рецепты должно иметься в наличии в сто раз больше!

Комитет по здравоохранению уже готов создавать в поликлиниках специальные методкабинеты и набирать дополнительный штат. Загвоздка в одном: нужно где-то найти для этого миллионов эдак 80...Чудеса в решете...
Заместитель председателя комитета по здравоохранению, ответственный за лекарственное обеспечение города, Александр Нагибович, взявший слово на депутатских слушаниях, сначала долго и честно мучил собравшихся описанием "хода реализации реформы...", а затем признался, что проблем возникло "выше крыши". При этом многие из них на уровне города не решить.
Странно, но аптеки выступали на слушаниях просто как пионеры, рапортующие, что они со всем справятся и все смогут. Правда, и они признались в некоторых проблемах. Сегодня, например, непонятно, что делать с лекарствами, которые они получили в конце года для региональных льготников, с января превратившихся в федеральных: отпускать им "городские" лекарства теперь - уголовно наказуемое деяние! В итоге тот же инсулин с небольшим уже сроком годности хранится в огромных количествах на складах аптек, а люди, попавшие под патронат Федерации, получить его не могут!
С 1 марта появилась еще одна проблема: так называемый временный порядок отпуска лекарственных средств, по которому аптеки должны были на свои средства покупать отсутствующие у них лекарства, необходимые льготникам, закончился. Фармацевты более не обязаны это делать, и понятно, что рецептов, "стоящих в очереди", теперь многократно прибавится.
- И главное, - сказал Александр Нагибович, - что комитет по здравоохранению не имеет никаких рычагов воздействия на ситуацию! - Если мы завтра бросим все свои силы только на выполнение этого пресловутого 122-го закона, - поддержала своего руководителя главврач 48-й поликлиники Галина Шипилова, - что будут делать все остальные наши пациенты?

Хороший вопрос...Связанные одной цепью. За последние годы мы не раз писали о льготном лекарственном обеспечении, всякий раз констатируя, что ситуация в этой области постоянно ухудшается. Причем денег на закупку препаратов с каждым годом город выделял все больше и больше, а лекарств становилось все меньше и меньше. Многие имевшие право на льготу уже отчаялись и лекарства покупали на свои деньги. Но когда объявили о выделении на эти цели средств из бюджета, люди пошли за своим "клочком". И, видимо, не подозревали, что опять попали в очередной эксперимент: великие умы придумали систему, которая просто и не могла дать иной тому, что сегодня имеем, результат.
Ну судите сами. На всю страну выделили 50 с лишним миллиардов рублей, на которые фирма "ПРОТЕК" должна закупать лекарства. В итоге на одного россиянина пришлось по 197,5 рубля. Всего-то! Анальгина на эти деньги можно купить гору, а вот инсулинов или противоопухолевых препаратов... Расчет, получается, был на то, что не все льготники пойдут отоваривать свою льготу. Но они вопреки ожиданиям дружно пошли за рецептами. И началось!

Странно, что ни в одной аудитории ни разу не прозвучал вопрос: ну почему столько серьезных людей, вместо того чтобы заниматься своей работой, теперь часами заседают и рассказывают друг другу, что и как у них не получается? Вместо того чтобы потребовать у "авторов пьесы" четкой организации ИХ работы. Похоже, в вопросах обеспечения страны лекарствами мы опять возвращаемся к прежней централизации. В застойные годы все препараты и медикаменты закупал один государственный комитет. Потом "разрешили рынок", и закупками стали заниматься тысячи оптовиков. Сегодня выбран один из них на всю страну, и еще по одному на регионы. Не будем спрашивать, по каким принципам министерство "назначало" именно этих коммерсантов отвечать за государственных льготников: говорят, теперь уже об этом спрашивать не принято.
Но потребовать у них мы что-то можем? Вот тут-то, боюсь, нас и ждет главное разочарование. Цепочка "ответственных" практически безгранична: комитет (214 поликлиник) - аптека (110 штук) - фармфирма федеральная - фармфирма региональная - страховая компания "МАКС-М" - территориальный фонд ОМС - федеральный фонд ОМС - Пенсионный фонд... Причем действующих лиц в этой цепочке можно менять местами произвольно, т. к. законодательно их взаимная ответственность так и не определена. Кроме того, что каждое звено должно получить свой процент за "ведение дела".

Где искать правду человеку, не получившему свое лекарство? Например, женщине, позвонившей нам в тот же день, когда прошли депутатские слушания: она, выстояв многочасовую очередь, получила свой рецепт на сердечно-сосудистое средство предуктал. Пришла, счастливая, в аптеку. А там ей сказали:
- Ставим ваш рецепт в очередь.
- А длинная ли очередь? - поинтересовалась женщина.
- Вы будете четыре тысячи сто восемнадцатой. На совещании у вице-губернатора "ответственные лица" отрапортовали, что федеральные льготники обеспечены лекарствами на 85%.

Теоретически, наверное, так и есть. А на практике? На совещании у вице-губернатора "ответственные лица" отрапортовали, что федеральные льготники обеспечены лекарствами на 85%. Теоретически, наверное, так и есть. А на практике?

"СПб Ведомости"