Сергей Капица: "Элитными бывают бычки, а не вузы"

Известный физик и телеведущий Сергей Капица считает, что оставляя без государственой поддержки науку и образование, Россия теряет свое будущее.

С величайшей осторожностью относится к начавшейся в России реформе образования известный физик, член-корреспондент РАН Сергей Капица. Об этом он заявил в беседе с корреспондентом "Росбалта" во время только что завершившегося в Петербурге международного симпозиума "Наука и общество".

- Считаю, что наши реформаторы забыли об ответственности. Ведь ломать - не строить. Сегодня мы видим на примере научной судьбы академика Алферова результаты тех решений, которые были приняты правительством в 1920-е годы. В то сложное и голодное время правительство не пожалело денег на науку, и в результате был основан Физико-технический институт. А куда теперь уходят деньги? Их в сто раз больше тратится в казино, чем в вузах и академических институтах. И пока это будет продолжаться, общество будет терять свое будущее.

- Но ведь реформы в науке и образовании нужны...

- Конечно, реформы нужны. Но сегодня они - не самое главное. Сегодня надо поддержать высшее образование. Сегодня в образовании главное - качество. Оно падает. Любой педагогический институт третьего разряда сам называет себя университетом или академией, но за этими названиями нет содержания. Конечно, можно понять ректоров, которые надеялись с переменой названия получить какие-то преференции от власти. Возможно, дополнительное финансирование. Но красивые названия не улучшили содержания образования. Профессор в таких вузах часто как не был, так и не стал профессором в настоящем понимании этого слова. К тому же, возраст российской профессуры, в основном, пенсионный. Это одна из угрожающих проблем высшего образования в России.

- Во сколько лет Вы стали профессором?

- Когда меня пригласили возглавлять кафедру Физико-технического института, самую ответственную кафедру в стране, мне было 35 лет. Ректору - 37 лет. Сейчас же ситуация такова: профессора-деды учат внуков. Но деды не вечны, а внуки не понимают дедов. Они говорят друг с другом на разных языках. Так долго не может продолжаться. Вузам нужны квалифицированные преподаватели молодого и среднего возраста. На их подготовку и надо расходовать средства.

- Существуют программы разного уровня, цель которых - поддержка молодых ученых, преподавателей и студентов...

- А результаты где? Расскажу вам историю моего отца - Петра Леонидовича Капицы. Ему и его другу Николаю Николаевичу Семенову было по 25 лет, к тому времени они еще не защитили даже свои кандидатские диссертации. Но они уже понимали силу таланта. И потому обратились к знаменитому художнику с просьбой нарисовать их совместный портрет. Художник им поверил и портрет нарисовал. Потом они оба стали всемирно известными учеными, получили Нобелевские премии. Портрет стал бесценной семейной реликвией. Вот вам отношения науки и общества.

Сейчас наука и общество разделены, в частности "благодаря" телевидению. Оно развращает молодежь, воспитывает веру в силу денег, связей, насилия, в легкий успех. Зачем учиться? Ответил на несколько глупых вопросов - и получил миллион Практически единственная научно-популярная программа на нашем телевидении - моя программа. Да, всё про тоже очевидное-невероятное. Но она, простите, "задвинута" на такое время, в какое ее не может видеть молодежь. А в активное рейтинговое время ей показывают всякую нечисть. Пока это будет продолжаться, общество будет дичать.

- Авторами реформы предполагается, что все вузы России будут разделены по категориям. В элитную категорию попадут всего около ста из них. Можно предположить, что это будут МГУ, СПбГУ, Новосибирский и Томский госуниверситеты, крупные технические университеты Москвы и Петербурга. Можете продолжить этот список?

- У нас много по-настоящему хороших вузов. Но я не люблю слово "элитные". Элитными бывают семена и бычки. А с вузами реформаторам надо обращаться поосторожнее...

Беседовала Неонилла Ямпольская, ИА "Росбалт". Санкт-Петербург