Posted 18 марта 2005,, 07:20

Published 18 марта 2005,, 07:20

Modified 2 апреля, 06:20

Updated 2 апреля, 06:20

'Волготанкер' заставили продаться

18 марта 2005, 07:20

МОСКВА, 18 марта. Менеджеры 'Волготанкера' устали от конфликта с властями и решили продать компанию. Как пишет газета 'Ведомости', расстаться с крупнейшим речным перевозчиком страны они готовы за $130-140 млн. Эксперты считают эту цену справедливой в нынешних условиях, а за пакет могут побороться 'Альфа-Эко', 'Промышленные инвесторы' Сергея Генералова и Виктор Олерский, владеющий долями в Северо-Западном и Волжском пароходствах.

Большую часть своего пакета - около 60% - менеджеры 'Волготанкера' получили от 'ЮКОСа' в середине 2000 г. 'Мы продали акции менеджменту пароходства, с которым нас связывают давние партнерские отношения', - говорил возглавлявший тогда 'ЮКОС' Михаил Ходорковский. А председатель совета директоров 'Волготанкера' Александр Александрович уточнял, что пакет перешел под контроль 'группы физических лиц', в том числе его самого. В начале 2003 г. менеджеры купили у инвестфонда Baring Vostok еще более 13% акций 'Волготанкера', а в июне 2003 г. Александрович объявил, что менеджмент контролирует 78% акций пароходства.

В августе 2004 г., в разгар дела 'ЮКОСа', самарская прокуратура обвинила 'Волготанкер' в уклонении от уплаты налогов в 2002-2004 гг. на 300 млн. руб. В декабре налоговики предъявили пароходству претензии за 2001 г. на 715 млн. руб., проверки за 2002-2003 гг. еще продолжаются. В январе 2005 г. налоговые органы добились ареста счетов и части имущества 'Волготанкера', а в феврале самарская прокуратура предъявила шести его руководителям обвинения в мошенничестве и отмывании доходов.

Пока 'Волготанкеру' удается держаться на плаву, но его менеджеры-владельцы, похоже, устали от борьбы.

В середине января они начали искать покупателя на свой пакет, рассказали 'Ведомостям' топ-менеджеры трех компаний, получивших предложения о покупке 80% акций 'Волготанкера'. Еще раньше - в декабре 2004 г. - для поиска покупателей они наняли Deutsche Bank, рассказали два сотрудника 'Волготанкера'. Представитель Deutsche Bank Ольга Подойницына не стала комментировать эту информацию, однако источник, близкий к банку, подтвердил, что по заказу менеджеров 'Волготанкера' Deutsche Bank ищет покупателя на их пакет.

Действия менеджеров 'Волготанкера' были вынужденными, полагает начальник аналитического отдела ИК 'Проспект' Наталья Одинцова.

В числе переговорщиков, с которыми менеджеры 'Волготанкера' предметно обсуждали сделку, один из собеседников 'Ведомостей' назвал Сергея Генералова и Виктора Олерского. Генералов через свою группу 'Промышленные инвесторы' контролирует 66% акций Дальневосточного морского пароходства. Олерский - совладелец и член совета директоров Северо-Западного и Волжского пароходств. Другой источник добавил к этому списку группу 'Альфа-Эко' и Мишеля Литвака, совладельца танкерной компании 'Вижн Флот' и крупнейшего в России частного оператора железнодорожных цистерн 'ОТЭКО'.

Источник, близкий к 'Альфа-Эко', подтвердил, что компания ведет переговоры о покупке 'Волготанкера'. Олерский и Литвак через своих секретарей передали 'Ведомостям', что не готовы сейчас это комментировать. Воздержался от комментариев и Генералов, но представитель 'Промышленных инвесторов' Олег Румянцев сказал, что группа не исключает приобретение такого актива.

Александрович, которому прокуратура предъявила обвинения, сейчас находится в Лондоне. Участники рынка, рассказавшие 'Ведомостям' о переговорах, отмечают, что от продавцов их ведет Александрович, но сам он это отрицает. 'Я был бы удивлен, если бы подобные переговоры действительно велись акционерами пароходства', - заявил он 'Ведомостям'.

Начальник аналитического управления Газпромбанка Сергей Суверов удивляется, что среди переговорщиков не упоминаются нефтяные компании. А из тех, что были названы, явных фаворитов, по его мнению, нет, а основная борьба может развернуться между Генераловым, Олерским и 'Альфа-Эко': 'Генералов и "Альфа" - солидные в политических кругах фигуры, а Олерский поборется за "Волготанкер", чтобы Волжское пароходство доминировало в перевозках на Волге'.

По словам участников рынка, рассказавших 'Ведомостям' о переговорах, пакет был предложен им за $130-140 млн. Кроме того, 'Волготанкер', по их словам, ставит покупателю условие погасить привлеченный в 2004 г. кредит на $120 млн. Это подтвердил источник, знакомый с позицией продавцов.

Один из потенциальных покупателей считает цену пакета завышенной - по его мнению, она не превышает $50 млн. Эксперты с ним не согласны. Справедливая цена 80% акций 'Волготанкера' - около $130 млн., полагает Суверов, добавляя, что с учетом налоговых претензий и риска предъявления новых покупатель может потребовать дисконт до 50%. А Одинцова считает, что пакет стоит $130 млн. даже с учетом рисков, которые берет на себя покупатель.

В 2004 г. 'Волготанкер' перевез около 11 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. Выручка за девять месяцев 2004 г. - более 4 млрд. рублей, чистая прибыль - 309 млн. рублей. Около 80% акций контролируют менеджеры, 20% принадлежит государству.