Posted 23 марта 2005,, 08:43

Published 23 марта 2005,, 08:43

Modified 2 апреля, 06:19

Updated 2 апреля, 06:19

'Пулково' против слияния с ГТК 'Россия' по правительственной схеме

23 марта 2005, 08:43

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 23 марта. 'Пулково' выступает против слияния с ГТК 'Россия' по схеме, предложенной правительством. Менеджеры петербургского авиаперевозчика предупреждают, что исчезновение 'Пулково' как юридического лица приведет к тому, что компания потеряет возможность летать за границу. При этом, как пишет газета "Ведомости", часть международного бизнеса компании отойдет к 'Аэрофлоту'.

Минтранс официально объявил о намерении объединить авиационные бизнесы 'Пулково' и 'России' в феврале прошлого года. Соответствующий указ был подписан президентом в августе 2004 года, а в конце декабря появилось распоряжение правительства 'О мерах по совершенствованию обеспечения авиаперевозок высших госчиновников', по которому часть самолетов 'России' передается Управделами президента, после чего компания присоединяет к себе авиакомпанию 'Пулково', предварительно отделенную от аэропорта. Уже в феврале этого года вышло распоряжение Росимущества, по которому на разделение аэропорта и авиакомпании 'Пулково' отводится три месяца и еще три месяца - на слияние авиакомпаний.

Но, как рассказал источник, близкий к 'Пулково', руководству ФГУАП не нравится предложенная схема объединения двух компаний. По его словам, в марте и. о. гендиректора 'Пулково' Александр Головин направил в Минтранс письмо, в котором предупредил, что слияние может на несколько месяцев приостановить функционирование авиакомпании.

'Пулково' совершает международные рейсы на основании сотни соглашений, в том числе межправительственных. Создаваемая объединенная авиакомпания не является правопреемником по ним, она должна будет заключать их заново, поясняет источник. По его оценке, ущерб объединенной компании в результате потери этих рейсов может составить около $50 млн. 'Решение вопроса о международных рейсах "Пулково" может серьезно затормозить процесс слияния', - уверен он.

В пресс-службе Минтранса подтвердили вчера наличие письма Головина. 'Вопрос о международных контрактах "Пулково" действительно требует дополнительного регулирования', - сообщили в пресс-службе министерства и добавили, что этот вопрос планируется обсудить сегодня на совещании с участием руководства МЭРТа, Управделами президента, Минтранса, 'России' и 'Пулково'.

Опасения 'Пулково' вполне обоснованны, говорит сотрудник одного из федеральных министерств. Как юридическое лицо 'Пулково' будет ликвидировано, отмечает он, а правопреемственности для межправительственных соглашений не существует, поэтому ГТК придется переоформлять их - и, возможно, на новых условиях. 'На переоформление может уйти время. К тому же существует опасность, что вместо ГТК иностранные государства могут заключить соглашения с другими перевозчиками', - поясняет чиновник. В частности, часть рейсов 'Пулково' в свое время уступил 'Аэрофлот', теперь он может попытаться их вернуть, считает он. Сейчас более 60% доходов 'Пулково' получает от международных перевозок.

Руководитель пресс-службы 'Аэрофлота' Ирина Данненберг говорит, что между 'Аэрофлотом' и 'Пулково' существует соглашение о взаимном использовании рейсов. При создании новой авиакомпании эти договоренности действовать перестанут, признает Данненберг.

Ведущий специалист юридической компании 'РАУД' Сергей Зимин подчеркивает, что хозяйственные договоры 'Пулково' можно передать другой компании, но к межправительственным соглашениям придется делать дополнительные протоколы. А Борис Рыбак, генеральный директор консалтинговой компании Infomost, отмечает, что слияние 'Пулково' и 'России' может затянуться на год. 'Объединенной компании придется получать новые международные лицензии, заключать новые договоры и получать новые коды', - говорит Рыбак. По его словам, в российской практике не было прецедента такого слияния. По его мнению, самым простым выходом из положения было бы присоединение 'России' к 'Пулково', ведь ГТК по своим масштабам меньше петербургского авиаперевозчика.

ФГУАП 'Пулково' включает в себя авиакомпанию и аэропортовые комплексы 'Пулково-1' и 'Пулково-2'. Авиакомпания владеет 19 самолетами Ту-154Б, 15 - Ту-154М, 10 - Ту-134 и семью Ил-86. В январе 2005 года заключила договор операционного лизинга на два Boeing-737-500 сроком на пять лет. Сейчас 'Пулково' осуществляет регулярные и чартерные рейсы в 84 города дальнего зарубежья и 46 городов России и СНГ. В 2004 году авиакомпания перевезла около 2,7 млн. пассажиров собственным парком. Через аэропорт за 2004 год перевезено около 4,3 млн. пассажиров. Выручка компании за девять месяцев 2004 года составила 10 млрд. рублей, прибыль -около 1,1 млрд. рублей.

ФГУП 'Государственная транспортная компания 'Россия' находится в ведении Управления делами президента России, осуществляет перевозки первых лиц государства, а также выполняет регулярные и чартерные пассажирские рейсы. Парк компании состоит из 48 самолетов. Ежегодно перевозит около 400 тыс. пассажиров. Финансовые показатели компания не раскрывает.