Posted 1 апреля 2005,, 11:21

Published 1 апреля 2005,, 11:21

Modified 2 апреля, 06:15

Updated 2 апреля, 06:15

Счетная палата: ЕСН необходимо реформировать

1 апреля 2005, 11:21

МОСКВА, 1 апреля. Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Александра Семиколенных рассмотрела аналитическую записку по результатам анализа эффективности действующей процедуры исчисления, уплаты и администрирования единого социального налога (ЕСН).

Как сообщили сегодня 'Росбалту' в Управлении информации и общественных связей Счетной палаты, документ подготовлен с учетом положений Послания президента РФ Федеральному Собранию от 26 мая 2004 года и в соответствии с планами работы контрольного ведомства на 2004-2005 годы по результатам экспертно-аналитического мероприятия, проведенного в декабре 2004 - марте 2005 годов в ряде регионов.

В представленных на коллегию материалах отмечается, что ЕСН был введен с 2001 года взамен взносов, уплачиваемых в государственные внебюджетные фонды - пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты ЕСН возложен на налоговые органы. За время действия ЕСН происходил рост задолженности по этому виду налога. На 1 января 2005 года она составила, с учетом санкций и пеней, 141,7 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с показателем на 1 января 2002 года в 2,6 раза. Задолженность нарастала за счет увеличения объема отсроченных платежей, несвоевременной уплаты налога предприятиями машиностроения, ЖКХ, сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями, находящимися на различных стадиях банкротства. Применялись и 'законные' схемы ухода от ЕСН - из налогообложения исключались выплаты работникам, не являющимся инвалидами, но занятым в организациях инвалидов. Во многих случаях ЕСН не уплачивался в связи с переходом на специальные налоговые режимы - например, путем дробления предприятий.

Как отмечается в аналитической записке, цели, декларируемые при введении ЕСН, достигнуты не в полном объеме - прежде всего, количество оформляемых плательщиком платежных документов не сократилось, а увеличилось. На эффективность администрирования ЕСН негативно влияют пробелы и противоречия в действующем законодательстве, а также отсутствие единообразного толкования ряда законодательных норм. В частности, не урегулированы вопросы начисления пеней и применения мер налоговой ответственности за несвоевременную и неполную уплату авансовых платежей по ЕСН.

Аналитическая записка направлена на выработку конкретных предложений правового характера, связанных с оптимизацией процедур исчисления, уплаты и администрирования ЕСН, повышением эффективности этих процедур.

При сохранении имеющихся особенностей законодательства по ЕСН упростить процедуры исчисления и уплаты этого налога, существенно пополнить доходы, в первую очередь, Пенсионного фонда практически не представляется возможным.

По мнению авторов записки, существуют два основных пути повышения эффективности этих процедур. Это - принципиальное реформирование ЕСН с выделением из него страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное социальное страхование, осуществляемое в рамках системы ФСС, с возложением функций администрирования указанных страховых взносов в полном объеме на страховщиков - соответственно органы ПФР и ФСС. И второй - совершенствование законодательства по ЕСН при сохранении действующих механизмов его исчисления и уплаты путем устранения пробелов и противоречий в законодательстве по ЕСН.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить аналитическую записку в Правительство РФ, а также палаты Федерального Собрания, которые, по мнению аудитора Счетной палаты Сергея Агапцова, и должны сделать политический выбор.