Posted 1 апреля 2005,, 11:43

Published 1 апреля 2005,, 11:43

Modified 2 апреля, 06:15

Updated 2 апреля, 06:15

Два капитана профсоюзного корабля

1 апреля 2005, 11:43
Несмотря на решение суда, в Ленинградской Федерации профсоюзов не хотят восстанавливать в должности незаконно уволенного председателя. Тем временем само существование Федерации в ее нынешнем виде может быть поставлено под сомнение.

Продолжает оставаться конфликтной ситуация вокруг Ленинградской федерации профсоюзов, где сегодня фактически два председателя. У каждой из сторон - собственное видение ситуации. Позиция Владимира Дербина была неоднократно озвучена в различных СМИ, в том числе и "Росбалтом" Сегодня мы предоставляем слово другой стороне - Ларисе Евтушенко, адвокату Гарри Лысюка.


В руководстве Ленинградской Федерации профсоюзов не горят желаниемвосстанавливать в должности уволенного председателя Гарри Лысюка. Который,несмотря на решение суда, признавшего его увольнение незаконным ипроведенным с нарушениями, тем не менее так и не смог приступить кисполнению обязанностей. Новый председатель, Владимир Дербин, предлагаетвосстановленному в должности судом председателю сперва восстановить его наработе и затем... уволить. Одновременно в первичных организациях началаськампания по "обработке" рядовых членов профсоюзов с перечислением"прегрешений" уволенного с нарушениями закона председателя ЛФП.
Между тем, не исключено, что на фоне этих событий само существованиеФедерации в ее нынешнем виде может быть поставлено под сомнение. А вместе сним - еще очень и очень многое...

Суд решил...

"Закон суров, но это - закон": все-таки наивными людьми были этидревние римляне. Что тут скажешь: весна человечества...
То, что происходит сегодня в руководстве Ленинградской Федерациейпрофсоюзов, соотнести с суровой и строгой римской формулой решится разве чтозавзятый оптимист.

Если в двух словах, то предыстория конфликта такова: группа людей, втом числе руководители отраслевых профсоюзных организаций и функционерыиз руководства ЛФП и ФНПР, вступили в конфликт со своим председателем ГарриЛысюком. В результате тот оказался смещен с должности, организованыперевыборы, после которых в председательское кресло сел Владимир Дербин.Которому, по странному стечению обстоятельств, после завершения чиновничьейкарьеры и ухода из городской администрации нужно было подыскать подходящееместо... По-видимому, председательство в ЛФП было сочтено именно таковым.
Решение суда о восстановлении Лысюка явилось, можно предположить,для только было начавшего осваиваться в председательском креслегосподина Дербина весьма неприятным сюрпризом. Видимо, его компаньоны - те, счьей помощью Дербин оказался в должности председателя ЛФП, - обещали ему, чтоЛысюка никогда не восстановят.

Тем не менее, Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга, "рассмотревв открытом заседании гражданское дело по иску Лысюка Гарри Андреевича кМежрегиональному объединению "Федерация профессиональных союзовСанкт-Петербурга и Ленинградской области" о признании постановления СоветаМежрегионального Объединения "Федерация профессиональных союзовСанкт-Петербурга и Ленинградской области" от 7 октября 2004 года незаконными восстановлении на работе... счел возможным исковые требования Лысюка Г.А."удовлетворить.
Отметив при этом, что в соответствии с пунктом 4.3.5. Устава ЛФППредседатель ЛФП избирается сроком на 5 лет, следовательно, срок полномочийГарри Лысюка истекает 22 марта 2006 года. Должность председателя ЛФП, какустановил суд, включена в штатное расписание названного профсоюзногообъединения, исполнение обязанностей по которой оплачивается в соответствиис должностным окладом, в связи с чем решение Конференции об избрании Лысюкана эту должность являлось основанием для возникновения трудовыхправоотношений, носящих срочный характер.

При этом, согласно пункту 4.17 Устава ЛФП в период между конференциямипредседатель может быть освобожден от занимаемой должности СоветомФедерации по требованию не менее половины членских организаций, а решениесчитается принятым, если за него проголосовали не менее двух третей членовСовета Федерации.
Между тем, как опять же установлено судом, во время "исторического"голосования 7 октября 2004 года, и это, кстати, отражено в протоколезаседания Совета ЛФП, за освобождение Гарри Лысюка от должностипроголосовали только 65 членов Совета. В то время как в соответствии сУставом ЛФП, который вроде бы должен соблюдаться неукоснительно, заотрешение Лысюка от председательства должны были высказаться никак не меньше83 членов Совета: всего в нем состоит 128 человек.

Не вдаваясь более в подробности, все же стоит отметить, чтопредставленное в материалы дела постановление четвертой отчетно-выборнойКонференции ЛФП от 26 января 2005 года (на которой, напомним, господинДербин был избран Председателем), суд признал "не являющимся основанием котказу в удовлетворении исковых требований Лысюка Г.А".
И решил восстановить Лысюка Гарри Андреевича на работе в должностипредседателя с 7 октября 2004 года. Отметив, что решение может бытьобжаловано в десятидневный срок, но подлежит немедленному исполнению.

ЗаконоТворчество

Что бы сказали в этой ситуации римляне? Правильно, смотри выше. Водворце Труда к вопросу подошли иначе. Когда Гарри Андреевич пришел, всоответствии с судебным решением, исполнять свои председательскиеобязанности, ему попросту было предложено восстановиться на работе с 7октября и уволиться... 26 января 2005 года. Напомним: решение суда было вынесено 25 марта, следовательно, в организации, которая вроде бы выступает гарантом прав трудящихся, в том числе и в вопросах соблюдения законности в трудовых спорах, ее председателю к этому самому закону предложили подойти, скажем так, творчески: уволиться "задним числом".

28 марта на свет появляется на свет распоряжение за подписью ДербинаВ.Г., в котором так и говорится (пункт первый): "Восстановить Лысюка ГарриАндреевича в должности Председателя... с 7 октября 2004 года". Пункт второй: Прекратить полномочия Председателя 26 января 2005 года. Основанием для выхода такого распоряжение стало Постановление IV отчетно-выборной Конференции Межрегионального Объединения "Федерация профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" от 26 января 2005 года.

Но позвольте: в распоряжении суда говорится совершенно однозначно: "Представленное в материалы дела постановление IV отчетно-выборной Конференции ЛФП от 26 января 2005 года не может служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований Лысюка Г.А.".
Поскольку, как решил суд, "Устав ЛФП и трудовой Кодекс РФ не содержитположений, предоставляющих право органу управления объединения профсоюзовосвобождать от занимаемой должности работников и прекращать с ними трудовыеотношения В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ".
А значит, что? А значит, решение суда нужно выполнять? Как бы не так...

28 марта Гарри Лысюк появляется во Дворце Труда. И... уходит за судебнымприставом-исполнителем: без него в кабинет не войти. Возвращается всопровождении судебного пристава и с исполнительным листом. Начинаютсяпереговоры "за закрытыми дверями". Результатом которых стало появление насвет Акта, в первых строках которого говорится о том, что передавать печатьи документы присутствовавшие при составлении акта члены Совета Лысюкуотказались. Как, впрочем, и подписывать сам акт.

Потом, правда, состоялось заседание Президиума, на котором были "поддержаны действия Председателя ЛФП Дербина В.Г. , направленные на незамедлительное исполнение решения суда". При этом у суда запросили разъяснения и ходатайствовали о приостановлении исполнительного производства до разъяснения судом порядка исполнения. Всё вроде бы совершенно законно. Но вот что интересно: исполнение решения суда обычно приостанавливается для его, как бы так выразиться, лучшегоисполнения. Говорить же об этом всерьез в данной ситуации не приходится.

Что есть ЛФП?

Представляется, что всё происходящее в настоящее время в недрахЛенинградской Федерации профсоюзов имеет очень и очень давнюю предысторию иглубокие корни. Которые, как можно предположить, уходят в те смутныевремена 90-х, когда "всё еще только начиналось". Не исключено, чторешения, которые тогда принимались, были продиктованы не юридическойнесостоятельностью и не добросовестным заблуждением разработчиковрегламентов и профсоюзного устава: это именно тогда - вольно или невольно -под будущее профсоюзной организации закладывалась "бомба", которая сегодняможет взорваться в любой момент.

Не исключено, что "умные люди" уже тогда смотрели в будущее и думали отом, как им предстоит распорядиться в дальнейшем профсоюзной собственностью.И по кирпичику складывали систему, устройство которой позволяло бы достаточно успешно и главное - практически бесконтрольно этой собственностью распоряжаться.
Речь идет о статусе ЛФП и о законах, которыми руководствуется в своейповседневной деятельности "верхушка" Федерации, а именно Президиум.

Как отмечают эксперты, ЛФП в своей деятельности должна опираться назаконодательство РФ, то есть "соотносить" и согласовывать свои положения сГражданским Кодексом РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 года "Онекоммерческих организациях", и Законом "О профессиональных союзах их правахи гарантиях деятельности". В то же время ряд важных для Федерации положенийУстава этой организации противоречит действующему законодательству.В частности, отмечают эксперты, Ленинградская Федерация профсоюзов, по своейорганизационно-правовой форме является ни чем иным, как ассоциацией.
Почему это важно - поясню: в соответствии с пунктом 2 статьи 121 ГК РФ"Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения,могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций.Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческойорганизацией". Причем абзац третий статьи Закона "О профессиональных союзахих правах и гарантиях деятельности" подтверждает эту мысль, посколькуопределяет: что "межрегиональное объединение (ассоциация) организацийпрофсоюзов - добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или)территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующихна территориях менее половины субъектов Российской Федерации".

Почему этот момент важен? Поясню: в соответствии с Законом "Онекоммерческих организациях" к исключительной компетенции высшего органауправления некоммерческой организацией относится, в частности, определениеприоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принциповформирования и использования ее имущества, досрочное прекращениедеятельности исполнительных органов. Учредительные документы некоммерческойорганизации при этом могут предусматривать создание постоянно действующегоколлегиального органа, к ведению которого может быть отнесено, в частности,утверждение финансового плана организации и внесение в него изменений,создание филиалов и открытие представительств, участие в другихорганизациях, а так же реорганизация и ликвидация некоммерческойорганизации.

В то же время вопросы, перечисленные выше и отнесенные к исключительной компетенции высшего органа - в нашем случае - Конференции ЛФП, несомненно самые важные. Между тем, в Уставе ЛФП распоряжение имуществом как-то незаметно оказалось среди функций, которыми наделен исполнительный - пусть и коллегиальный орган - Президиум ЛФП. Закон четко гласит, что такого быть не должно. Как это понимать? Нет, никто не берется утверждать, что ЛФП - организация, скажем так, нелегитимная. Ничего подобного: в 2001 году она благополучно прошла перерегистрацию в Минюсте РФ. И все же: Ведь именно Президиум, пользуясь своими незаконными полномочиями, тихонько, незаметно для большинства членов и Совета, и Конференции, избавил ЛФП от нескольких десятков объектов. И намеревается продолжить своюдеятельность на благо... Только кому???

Уже в феврале 2005 Совет, под заботливым руководством Президиума ЛФП и председателя, принял решение: наделить Президиум правом распоряжаться имуществом. Озаботься те, кому по роду службы положено расследовать хищения в особо крупных размерах и указывать на несоответствие внутренних установлений и правил действующему законодательству - и согласись с ними суд - последствия такого решения для ЛФП предсказуемы. А также последствия для наших героев- руководителейвлиятельных профсоюзных обкомов и теркомов.
Теперь ясно, почему все-таки Лысюка нужно было убирать? По-видимому, все эти неприятные вопросы Лысюк ставил перед своими коллегами. Что делать в такой ситуации? Уволить отщепенца и свалить все на него. Что же вы так долго молчали, ГарриАндреевич?

Первый вопрос, который тут же возникает: а что тогда будет со всемирешениями, принятыми Президиумом в вопросах управления профсоюзнойсобственностью? За тех, кто является добросовестными ее приобретателями,можно не волноваться - Закон, в частности, Гражданский Кодекс РФ, на ихстороне.
Как объяснять, почему исполнительный орган из 43 человек, которым, какизвестно, является Президиум, а не Конференция ЛФП, решал вопросыраспоряжения немалой профсоюзной собственностью? К тому же, далеко не всегдаутруждая себя уведомлением о подробностях этой деятельности свои женадзорные органы...

Получается, не так уж и не прав опальный Председатель Гарри Лысюк, когдаутверждает: настало время глубинных изменений в профсоюзном движенииРоссии, в том числе в ЛФП. Что "профсоюзы организационно и методологическиустарели и похожи на структуру времен хозяйственного управления СоветскогоСоюза". Что в федерации нужно "изменить подходы и ввести коррективы вустав". Поскольку для того чтобы "не верхи решали за членов профсоюзов",аппарат должен быть лишь исполнителем воли рядовых людей профсоюзногодвижения.

Лариса Евтушенко. Санкт-Петербург