Два капитана профсоюзного корабля

Несмотря на решение суда, в Ленинградской Федерации профсоюзов не хотят восстанавливать в должности незаконно уволенного председателя. Тем временем само существование Федерации в ее нынешнем виде может быть поставлено под сомнение.

Продолжает оставаться конфликтной ситуация вокруг Ленинградской федерации профсоюзов, где сегодня фактически два председателя. У каждой из сторон - собственное видение ситуации. Позиция Владимира Дербина была неоднократно озвучена в различных СМИ, в том числе и "Росбалтом" Сегодня мы предоставляем слово другой стороне - Ларисе Евтушенко, адвокату Гарри Лысюка.

В руководстве Ленинградской Федерации профсоюзов не горят желанием восстанавливать в должности уволенного председателя Гарри Лысюка. Который, несмотря на решение суда, признавшего его увольнение незаконным и проведенным с нарушениями, тем не менее так и не смог приступить к исполнению обязанностей. Новый председатель, Владимир Дербин, предлагает восстановленному в должности судом председателю сперва восстановить его на работе и затем... уволить. Одновременно в первичных организациях началась кампания по "обработке" рядовых членов профсоюзов с перечислением "прегрешений" уволенного с нарушениями закона председателя ЛФП.
Между тем, не исключено, что на фоне этих событий само существование Федерации в ее нынешнем виде может быть поставлено под сомнение. А вместе с ним - еще очень и очень многое...

Суд решил...

"Закон суров, но это - закон": все-таки наивными людьми были эти древние римляне. Что тут скажешь: весна человечества...
То, что происходит сегодня в руководстве Ленинградской Федерацией профсоюзов, соотнести с суровой и строгой римской формулой решится разве что завзятый оптимист.

Если в двух словах, то предыстория конфликта такова: группа людей, в том числе руководители отраслевых профсоюзных организаций и функционеры из руководства ЛФП и ФНПР, вступили в конфликт со своим председателем Гарри Лысюком. В результате тот оказался смещен с должности, организованы перевыборы, после которых в председательское кресло сел Владимир Дербин. Которому, по странному стечению обстоятельств, после завершения чиновничьей карьеры и ухода из городской администрации нужно было подыскать подходящее место... По-видимому, председательство в ЛФП было сочтено именно таковым.
Решение суда о восстановлении Лысюка явилось, можно предположить, для только было начавшего осваиваться в председательском кресле господина Дербина весьма неприятным сюрпризом. Видимо, его компаньоны - те, с чьей помощью Дербин оказался в должности председателя ЛФП, - обещали ему, что Лысюка никогда не восстановят.

Тем не менее, Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга, "рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Лысюка Гарри Андреевича к Межрегиональному объединению "Федерация профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" о признании постановления Совета Межрегионального Объединения "Федерация профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" от 7 октября 2004 года незаконным и восстановлении на работе... счел возможным исковые требования Лысюка Г.А." удовлетворить.
Отметив при этом, что в соответствии с пунктом 4.3.5. Устава ЛФП Председатель ЛФП избирается сроком на 5 лет, следовательно, срок полномочий Гарри Лысюка истекает 22 марта 2006 года. Должность председателя ЛФП, как установил суд, включена в штатное расписание названного профсоюзного объединения, исполнение обязанностей по которой оплачивается в соответствии с должностным окладом, в связи с чем решение Конференции об избрании Лысюка на эту должность являлось основанием для возникновения трудовых правоотношений, носящих срочный характер.

При этом, согласно пункту 4.17 Устава ЛФП в период между конференциями председатель может быть освобожден от занимаемой должности Советом Федерации по требованию не менее половины членских организаций, а решение считается принятым, если за него проголосовали не менее двух третей членов Совета Федерации.
Между тем, как опять же установлено судом, во время "исторического" голосования 7 октября 2004 года, и это, кстати, отражено в протоколе заседания Совета ЛФП, за освобождение Гарри Лысюка от должности проголосовали только 65 членов Совета. В то время как в соответствии с Уставом ЛФП, который вроде бы должен соблюдаться неукоснительно, за отрешение Лысюка от председательства должны были высказаться никак не меньше 83 членов Совета: всего в нем состоит 128 человек.

Не вдаваясь более в подробности, все же стоит отметить, что представленное в материалы дела постановление четвертой отчетно-выборной Конференции ЛФП от 26 января 2005 года (на которой, напомним, господин Дербин был избран Председателем), суд признал "не являющимся основанием к отказу в удовлетворении исковых требований Лысюка Г.А".
И решил восстановить Лысюка Гарри Андреевича на работе в должности председателя с 7 октября 2004 года. Отметив, что решение может быть обжаловано в десятидневный срок, но подлежит немедленному исполнению.

ЗаконоТворчество

Что бы сказали в этой ситуации римляне? Правильно, смотри выше. Во дворце Труда к вопросу подошли иначе. Когда Гарри Андреевич пришел, в соответствии с судебным решением, исполнять свои председательские обязанности, ему попросту было предложено восстановиться на работе с 7 октября и уволиться... 26 января 2005 года. Напомним: решение суда было вынесено 25 марта, следовательно, в организации, которая вроде бы выступает гарантом прав трудящихся, в том числе и в вопросах соблюдения законности в трудовых спорах, ее председателю к этому самому закону предложили подойти, скажем так, творчески: уволиться "задним числом".

28 марта на свет появляется на свет распоряжение за подписью Дербина В.Г., в котором так и говорится (пункт первый): "Восстановить Лысюка Гарри Андреевича в должности Председателя... с 7 октября 2004 года". Пункт второй: Прекратить полномочия Председателя 26 января 2005 года. Основанием для выхода такого распоряжение стало Постановление IV отчетно-выборной Конференции Межрегионального Объединения "Федерация профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области" от 26 января 2005 года.

Но позвольте: в распоряжении суда говорится совершенно однозначно: "Представленное в материалы дела постановление IV отчетно-выборной Конференции ЛФП от 26 января 2005 года не может служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований Лысюка Г.А.".
Поскольку, как решил суд, "Устав ЛФП и трудовой Кодекс РФ не содержит положений, предоставляющих право органу управления объединения профсоюзов освобождать от занимаемой должности работников и прекращать с ними трудовые отношения В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ".
А значит, что? А значит, решение суда нужно выполнять? Как бы не так...

28 марта Гарри Лысюк появляется во Дворце Труда. И... уходит за судебным приставом-исполнителем: без него в кабинет не войти. Возвращается в сопровождении судебного пристава и с исполнительным листом. Начинаются переговоры "за закрытыми дверями". Результатом которых стало появление на свет Акта, в первых строках которого говорится о том, что передавать печать и документы присутствовавшие при составлении акта члены Совета Лысюку отказались. Как, впрочем, и подписывать сам акт.

Потом, правда, состоялось заседание Президиума, на котором были "поддержаны действия Председателя ЛФП Дербина В.Г. , направленные на незамедлительное исполнение решения суда". При этом у суда запросили разъяснения и ходатайствовали о приостановлении исполнительного производства до разъяснения судом порядка исполнения. Всё вроде бы совершенно законно. Но вот что интересно: исполнение решения суда обычно приостанавливается для его, как бы так выразиться, лучшего исполнения. Говорить же об этом всерьез в данной ситуации не приходится.

Что есть ЛФП?

Представляется, что всё происходящее в настоящее время в недрах Ленинградской Федерации профсоюзов имеет очень и очень давнюю предысторию и глубокие корни. Которые, как можно предположить, уходят в те смутные времена 90-х, когда "всё еще только начиналось". Не исключено, что решения, которые тогда принимались, были продиктованы не юридической несостоятельностью и не добросовестным заблуждением разработчиков регламентов и профсоюзного устава: это именно тогда - вольно или невольно - под будущее профсоюзной организации закладывалась "бомба", которая сегодня может взорваться в любой момент.

Не исключено, что "умные люди" уже тогда смотрели в будущее и думали о том, как им предстоит распорядиться в дальнейшем профсоюзной собственностью. И по кирпичику складывали систему, устройство которой позволяло бы достаточно успешно и главное - практически бесконтрольно этой собственностью распоряжаться.
Речь идет о статусе ЛФП и о законах, которыми руководствуется в своей повседневной деятельности "верхушка" Федерации, а именно Президиум.

Как отмечают эксперты, ЛФП в своей деятельности должна опираться на законодательство РФ, то есть "соотносить" и согласовывать свои положения с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 года "О некоммерческих организациях", и Законом "О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности". В то же время ряд важных для Федерации положений Устава этой организации противоречит действующему законодательству. В частности, отмечают эксперты, Ленинградская Федерация профсоюзов, по своей организационно-правовой форме является ни чем иным, как ассоциацией.
Почему это важно - поясню: в соответствии с пунктом 2 статьи 121 ГК РФ "Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций. Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией". Причем абзац третий статьи Закона "О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности" подтверждает эту мысль, поскольку определяет: что "межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующих на территориях менее половины субъектов Российской Федерации".

Почему этот момент важен? Поясню: в соответствии с Законом "О некоммерческих организациях" к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится, в частности, определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества, досрочное прекращение деятельности исполнительных органов. Учредительные документы некоммерческой организации при этом могут предусматривать создание постоянно действующего коллегиального органа, к ведению которого может быть отнесено, в частности, утверждение финансового плана организации и внесение в него изменений, создание филиалов и открытие представительств, участие в других организациях, а так же реорганизация и ликвидация некоммерческой организации.

В то же время вопросы, перечисленные выше и отнесенные к исключительной компетенции высшего органа - в нашем случае - Конференции ЛФП, несомненно самые важные. Между тем, в Уставе ЛФП распоряжение имуществом как-то незаметно оказалось среди функций, которыми наделен исполнительный - пусть и коллегиальный орган - Президиум ЛФП. Закон четко гласит, что такого быть не должно. Как это понимать? Нет, никто не берется утверждать, что ЛФП - организация, скажем так, нелегитимная. Ничего подобного: в 2001 году она благополучно прошла перерегистрацию в Минюсте РФ. И все же: Ведь именно Президиум, пользуясь своими незаконными полномочиями, тихонько, незаметно для большинства членов и Совета, и Конференции, избавил ЛФП от нескольких десятков объектов. И намеревается продолжить свою деятельность на благо... Только кому???

Уже в феврале 2005 Совет, под заботливым руководством Президиума ЛФП и председателя, принял решение: наделить Президиум правом распоряжаться имуществом. Озаботься те, кому по роду службы положено расследовать хищения в особо крупных размерах и указывать на несоответствие внутренних установлений и правил действующему законодательству - и согласись с ними суд - последствия такого решения для ЛФП предсказуемы. А также последствия для наших героев- руководителей влиятельных профсоюзных обкомов и теркомов.
Теперь ясно, почему все-таки Лысюка нужно было убирать? По-видимому, все эти неприятные вопросы Лысюк ставил перед своими коллегами. Что делать в такой ситуации? Уволить отщепенца и свалить все на него. Что же вы так долго молчали, Гарри Андреевич?

Первый вопрос, который тут же возникает: а что тогда будет со всеми решениями, принятыми Президиумом в вопросах управления профсоюзной собственностью? За тех, кто является добросовестными ее приобретателями, можно не волноваться - Закон, в частности, Гражданский Кодекс РФ, на их стороне.
Как объяснять, почему исполнительный орган из 43 человек, которым, как известно, является Президиум, а не Конференция ЛФП, решал вопросы распоряжения немалой профсоюзной собственностью? К тому же, далеко не всегда утруждая себя уведомлением о подробностях этой деятельности свои же надзорные органы...

Получается, не так уж и не прав опальный Председатель Гарри Лысюк, когда утверждает: настало время глубинных изменений в профсоюзном движении России, в том числе в ЛФП. Что "профсоюзы организационно и методологически устарели и похожи на структуру времен хозяйственного управления Советского Союза". Что в федерации нужно "изменить подходы и ввести коррективы в устав". Поскольку для того чтобы "не верхи решали за членов профсоюзов", аппарат должен быть лишь исполнителем воли рядовых людей профсоюзного движения.

Лариса Евтушенко. Санкт-Петербург