Posted 5 апреля 2005,, 09:13

Published 5 апреля 2005,, 09:13

Modified 2 апреля, 06:14

Updated 2 апреля, 06:14

"Джоконда" Леонардо да Винчи поменяла место жительства

5 апреля 2005, 09:13

Для "Джоконды" сотрудники музея отвели две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 кв. метров. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса и продолжалась около 4 лет, обошлась Лувру в почти €5 миллионов.

Решение переселить "Мону Лизу" в отдельный зал было принято в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских живописцев, этот шедевр несколько терялся, да и публике, вечно толпившейся перед портретом, было тесновато: ведь на Джоконду ежедневно приходили полюбоваться тысячи туристов. К тому же в отдельном помещении, как считают специалисты, проще будет обеспечивать необходимый режим температуры и влажности. Довод немаловажный, потому как эксперты недавно установили, что тонкая тополиная доска, на которой написана картина, несмотря на все принимаемые меры, подверглась некоторой деформации.

Согласно официальным сведениям, которые можно найти в путеводителе по Лувру, на самой известной картине всех времен и народов изображена Лиза Герардини, супруга флорентийского купца Франческо дель Джокондо. Леонардо да Винчи случайно захватил портрет с собой, когда, по приглашению короля Франциска I, поехал во Францию. Картина произвела огромное впечатление на французского короля, и он приобрел ее для своего замка Фонтенбло. Впоследствии "Джоконда" перебралась в Лувр, потом в Версаль, некоторое время находилась в парижском дворце Тюильри, а в начале XIX в. обрела постоянное место жительства в Лувре.

В августе 1911 г. картина исчезла из Лувра. Многие сначала грешили на известного в ту пору французского поэта Аполлинера, который публично призывал сжечь творение Леонардо да Винчи в знак освобождения искусства от музейных оков. Ко всеобщему облегчению вскоре полотно было обнаружено в Италии. Оказалось, что поклонник "Джоконды" выкрал ее из Лувра, чтобы возвратить на родину. Похитителя задержали во Флоренции, где он пытался сбыть произведение местному антиквару. По договоренности с Францией итальянские власти устроили показ "Моны Лизы" в музеях Флоренции, Рима и Милана, после чего прекрасная флорентийка снова возвратилась в Лувр.

Во время Второй мировой войны шедевр вывезли из Лувра и тщательно спрятали в провинции, где несколько раз переносили из одного тайника в другой. В 1956 г. "Джоконде" пришлось пережить новое испытание. Турист в приступе необъяснимой злобы запустил в портрет камнем и повредил левый локоть красавицы. Именно после этого инцидента картина была помещена под специальное бронированное стекло. Впоследствии "Мона Лиза" дважды покидала Лувр: в начале 1960-х гг.она в каюте первого класса океанского лайнера "Франция" совершила путешествие в США, а в 1970-х гг. побывала в Токио и Москве, где собрала миллионы поклонников.