Posted 8 апреля 2005,, 06:16

Published 8 апреля 2005,, 06:16

Modified 2 апреля, 06:12

Updated 2 апреля, 06:12

Служебные автомобили обложат двойным налогом

8 апреля 2005, 06:16

МОСКВА, 8 апреля. Конституционный суд узаконил двойное налогообложение служебного транспорта. По мнению судей, налог на имущество и транспортный налог имеют разный экономический смысл и никак не противоречат друг другу, хотя и облагают одно и то же транспортное средство, отмечают 'Ведомости'.

На днях в правовых базах появилось определение Конституционного суда (КС) от 14 декабря 2004 года, в котором суд признает законным взимание с одного и того же транспортного средства и налога на имущество организаций, и транспортного налога.

В КС пожаловались представители Законодательного собрания Свердловской области. Они пытались оспорить норму Налогового кодекса, по которой налогом на имущество организаций облагается все движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств. По мнению заявителей, из-за этого в число объектов по налогу на имущество попадают и те транспортные средства, которые облагаются транспортным налогом. 'Это означает двойное налогообложение', - уверены авторы запроса.

Но суд решил, что транспортный налог обладает иными, чем налог на имущество, экономическими и правовыми характеристиками. Каждый из них имеет свою налоговую базу, указал суд. По налогу на имущество организаций она определяется 'стоимостным выражением' автомобиля, а по транспортному налогу - 'физическими свойствами', которыми определяется 'уровень воздействия на состояние дорог'.

Руководитель департамента налогов и права 'Бейкер Тилли Русаудит' Эдуард Кучеров с решением КС не согласен. 'Хотя методики оценки имущества при взимании этих налогов различны, речь все равно идет о бремени собственника', - говорит юрист. Кучеров считает, что после определения КС 'поправить ситуацию' можно, внеся изменения в региональное законодательство или НК.

В Налоговом кодексе нет прямого запрета на то, чтобы облагать несколькими налогами один и тот же объект, говорит управляющий партнер юридической компании Timothy's Legal Евгений Тимофеев. Двумя налогами - подоходным и единым социальным - облагается, к примеру, заработная плата.

Но зампред бюджетного комитета Госдумы Сергей Штогрин считает, что править НК не нужно. 'Объект налога на имущество и транспортного налога разный, - говорит Штогрин, - в первом случае налогом облагается имущество, которое входит в стоимость основных средств, а во втором - двигатель, который ломает наши дороги. Поэтому никакой проблемы нет'. Штогрин напоминает, что транспортный налог не был 'каким-то новшеством'. 'Несколько лет назад мы просто поменяли налог на автовладельцев на транспортный налог', - говорит депутат.

Транспортным налогом облагаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты и другие водные и воздушные транспортные средства. Размер налога устанавливают региональные власти в зависимости от мощности двигателя. К примеру, в Москве с автомобиля мощностью от 70 до 100 л. с. взимается налог по 5 руб. за каждую лошадиную силу. Налог на имущество организаций взимается с его балансовой стоимости. Регионы могут устанавливать ставку этого налога в пределах 2,2% от стоимости имущества. В 2004 г. организации уплатили за свой транспорт 8,7 млрд. руб. транспортного налога. Сколько из 106,6 млрд. руб., собранных в виде налога на имущество организаций, приходится на транспорт, бюджетная статистика не уточняет.