Posted 15 апреля 2005,, 07:46

Published 15 апреля 2005,, 07:46

Modified 2 апреля, 06:10

Updated 2 апреля, 06:10

Toyota и Volkswagen едут в Россию

15 апреля 2005, 07:46

МОСКВА, 15 апреля. В ближайшие недели меморандум о намерениях по организации производства машин в питерском районе Шушары с властями Санкт-Петербурга может подписать Toyota. Похожий договор о строительстве завода Volkswagen в подмосковном Ступине готовится к маю. Toyota и VW сумеют потеснить на рынке не только 'АвтоВАЗ', но и Ford с Renault, считают эксперты, сообщают 'Ведомости'.

Toyota раздумывает о приходе в Россию уже несколько лет. Японцы ждали, когда их ежегодные продажи в нашей стране перевалят за 50 тыс. шт. В 2004 г. заветный рубеж был почти достигнут: было продано 47426 шт. Toyota и Lexus, а в сентябре председатель совета директоров Toyota Хироси Окудо впервые публично подтвердил, что Toyota готовится к строительству завода в России. Вскоре Toyota на выбор были предоставлены несколько площадок в Нижегородской области, Подмосковье и Санкт-Петербурге.

По душе японцам пришлась северная столица. Вчера руководитель департамента Минэкономразвития Светлана Ганеева заявила, что на следующей неделе ее министерство, правительство Санкт-Петербурга и Toyota подпишут меморандум о намерениях по строительству завода, а 26 апреля состоится презентация проекта. Завод появится в районе Шушары - на южной окраине Петербурга, между Московским и Пулковским шоссе. О том же 'Ведомостям' сообщил и чиновник, близкий к администрации Петербурга. Ганеева отмечает, что первоначальный объем производства Toyota будет равен 25 тыс. шт. машин в год, но в течение двух лет может быть наращен до 100 тыс. шт. 'В меморандуме будут прописаны процедуры передачи участка в аренду, а до 1 июля Toyota должна будет подтвердить свой выбор', - говорит другой чиновник Минэкономразвития. Точных сроков, объемов производства и инвестиций, названия моделей в документе нет: они будут определены в инвестсоглашении, которое еще не начали готовить, поясняет собеседник. Впрочем, по словам источников в администрации Санкт-Петербурга и близких к Toyota, концерн начнет работу в России с одной из моделей 'массового сегмента', скорее всего, с Corolla. Генеральный менеджер по стратегическому маркетингу группы 'Рольф' Валерий Тараканов и аналитик ОФГ Елена Сахнова допускают, что вслед за Corolla может начаться сборка Camry (стоит от $30 тыс.), а затем Avensis (от $26 тыс.). Объем инвестиций эксперты оценивают в $250-400 млн.

Сама Toyota пока о планах не распространяется. В московском и европейском подразделениях, а также в штаб-квартире в Японии заявили, что окончательного решения корпорация еще не приняла.

На это еще надеются неудачливые конкуренты Санкт-Петербурга. 'Я не уверен, что этот вопрос решен окончательно', - сомневается чиновник правительства Московской области. 'Наши переговоры с Toyota намечены на конец апреля. Вряд ли они хотят встретиться для того, чтобы сообщить нам о том, что выбор пал на Питер'. Впрочем, Московская область может рассчитывать на другого партнера. 'В мае мы надеемся подписать инвестиционное соглашение с Volkswagen о строительстве завода в Ступине', - рассказывает чиновник правительства Московской области. В самом Volkswagen эту информацию не комментируют, но ее подтверждает заместитель главы Минэкономразвития Андрей Шаронов. По его словам, в Ступине Volkswagen планирует собирать модели Bora, Pointer и Skoda. 'Первоначальные мощности не превысят 50 тыс. машин в год, но в перспективе они перевалят за 100 тыс., - говорит замминистра.

Растущий российский рынок переварит два таких проекта, как Toyota и Volkswagen, считает Сахнова из ОФГ. По ее прогнозу, к 2010 г. емкость рынка составит 2,17 млн. автомобилей против 1,57 млн. в 2005 г. Toyota и VW угрожают не только 'АвтоВАЗу', но и Ford с Renault. 'Сейчас цена на Corolla начинается от $17 тыс. С учетом будущей отмены пошлин на импортные автокомпоненты для промышленной сборки машина подешевеет до $14 тыс. -15 тыс. и попадет в сегмент, близкий к Focus и Logan', - отмечает она. В самих компаниях с этим не согласны. 'В сегменте Logan разница в пару тысяч долларов для покупателей имеет значение', - возражает представитель 'Автофрамоса' ('дочка' Renault) Наталья Мишенина. 'Об этом говорить вообще рано, ведь завод не построен', - соглашается Екатерина Кулиненко из Ford Motor Company. Представитель 'АвтоВАЗа' от комментариев отказался.