Сибирь отправит Россию в светлое будущее

Референдум по объединению Красноярского края, Таймыра и Эвенкии состоялся. Процесс построения светлого будущего единой страны успешно запущен. России предложена новая региональная политика.

Референдум по объединению Красноярского края, Таймыра и Эвенкии состоялся. По предварительным данным, в нем приняли участие более 60% избирателей в каждом из регионов. В частности, после обработки 100% бюллетеней на Таймыре явка избирателей на референдуме составила 62,11%. За объединение проголосовали 69,95% таймырцев, против - 29,15%. В Эвенкии явка составила 79,92%. За объединение проголосовали 79,87% от общего числа избирателей, против - 19,19%.
В Красноярском крае обработано 80,13% бюллетеней. Традиционно низкая явка в крае на этот раз побила все рекорды - к урнам для голосования пришли 63,85% избирателей. "За" проголосовали 92,33%, против - 6,83% избирателей.

Итак, процесс построения светлого будущего единой страны успешно запущен. Как заявил незадолго до референдума губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, стране предложена новая региональная политика - к богатому региону-локомотиву прикрепляются дотационные "вагончики". И новый поезд успешно движется в своем развитии вперед. И, как в той песенке, каждому в лучшее верится - собственно, туда и катится сибирский поезд. 'Люди хотят жить лучше, а лучше - значит вместе', - заявил Александр Хлопонин.

'В целом для экономики Красноярского края объединение - это инвестиционная привлекательность, это налоги, которые будут поступать в бюджет Красноярского края. Для Таймыра и Эвенкии это возможность освоения богатейших природных ресурсов, расположенных в этих двух территориях', - заявил глава Красноярского края. Федеральное правительство, безусловно, поддержало этот процесс. Ну, а как иначе? Это не только со временем позволит освободить федеральный бюджет от дополнительных трат, но и обещает существенно его пополнить. По словам Хлопонина, в результате объединения трех субъектов федеральные власти получат сильный геополитический регион, не требующий дотаций, дающий высокие налоги в бюджет Российской Федерации.

Бизнес тоже ратует за такое единение - новые проекты всегда подразумевают большие деньги. В регионе задумано: завершение строительства Богучанской ГЭС (почти $1 млрд.), разработка нефтяных провинций Ванкора и Эвенкии ($3,6 млрд.), создание крупнейшего на востоке России транспортного узла на основе аэропорта Емельяново (почти $600 млн.), строительство объездной дороги вокруг Красноярска (около $700 млн.).
В планах также развитие Ангаро-Енисейской сырьевой провинции, строительство нефтепроводов на север и юго-восток, развитие инфраструктуры порта Диксон, построение и развитие предприятий по глубокой переработке минеральных и лесных ресурсов, создание нового алюминиевого завода мощностью 750 тыс. тонн, развитие сети автомобильных, железных дорог, линий электропередачи и другое.

Предполагается, что основную часть средств в единый регион вложат крупнейшие финансово-промышленные группы страны. Вечные оппоненты "Русский алюминий" и РАО "ЕЭС России" договорились по проекту завершения строительства Богучанской ГЭС. Железнодорожники построят дорогу Карабула - Богучаны, это позволит запустить первые агрегаты ГЭС и начать строительство в Нижнем Приангарье нового алюминиевого завода. Государственная компания "Роснефть" заявила, что готова инвестировать в строительство нефтепровода 79 млрд. рублей.
Реализация этих проектов станет манной небесной для регионов и Москвы - десятки миллиардов рублей дополнительных доходов. А уже через три года, по прогнозам экспертов, Эвенкия и Таймыр станут регионами-донорами. Правда, до этого времени (1 января 2008 года) этим регионам обещаны дотации из федерального бюджета.

Помимо финансового благополучия от появления нового региона, удачно вписывается в стиль управления нынешней кремлевской команды и централизация власти, отсутствие региональной самостийности. Вероятно, именно поэтому, министр регионального развития Владимир Яковлев считает "воссоединение такого большого региона в Сибири знаковым явлением".
Иначе, 'что мы оставим в наследство потомкам: гармоничное федеративное государство или набор абсолютно разных по размеру и экономической силе кусочков страны? Идея укрупнения регионов - вариант осмысленного развития федерации в рамках существующей Конституции', - заявил глава президентской администрации Дмитрий Медведев.

"Пилотный проект" оказался более чем удачным. Теперь наверняка можно сказать, что регионов станет меньше, и за счет этого, как обещают в Москве, жить станет намного лучше. Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска уже озвучила оптимальное для России количество субъектов Федерации: вместо 88 - 35-40. Глава ЦИК Александр Вешняков заверил, что до конца текущего года может быть выдвинута инициатива об объединении Камчатской области и Корякского автономного округа. В случае если обе инициативные группы и в Корякском АО, и в Камчатской области ответственно подойдут к слиянию их регионов, то, по словам Вешнякова, укрупнение 'пойдет на самой дальневосточной территории страны'. Вслед за Дальним Востоком в планах ЦИК - укрупнение на юге России, в Краснодарском крае и республике Адыгея. К 2006 году может начаться объединение Иркутской области и Усть-Ордынского автономного округа.

В списке избранных на объединение также числятся: Хабаровский край с Еврейской автономной областью, Тюменская область с Ямало-Ненецким АО и Ханты-Мансийским АО - Югрой. В СЗФО также готовятся три подобных проекта и, по словам полпреда Ильи Клебанова, они будут готовы уже к концу текущего года. Однако, что за регионы планируется слить - пока не сообщается. Некоторые политики отмечают, что два из трех в этом списке - Ненецкий автономный округ и Архангельская область, Санкт-Петербург и Ленобласть.
Туман 'секретности', окутывающий эти планы, говорит о том, что не все еще смирились с необходимостью двигаться вперед, к светлому будущему новой России.

Елена Панова, ИА "Росбалт"