Главные новости - все новости
26 апреля 2005, 10:09

"Новости Петербурга": Питер задыхается от мусора

Раньше, как говорят старожилы, никому и в голову не приходило бросить на тротуар фантик, не то что не донести свое мусорное ведро до бачка. Теперь мы ежедневно наблюдаем брошенные прямо около подъездов пакеты с мусором, горы хлама вокруг мусоросборников, кучи отходов у скамеек и на дорожках парков. Администрации Петербурга и Ленинградской области годами бьются над решением мусорной проблемы, но воз, как говорится, и ныне там.
В последние дни тема мусора стала наиболее актуальной. На минувшей неделе состоялось совместное заседание правительств города и области. Было решено создать координационный совет по вопросам утилизации. Кроме того, чиновники договорились в ближайшие три года, наконец, утвердить концепцию, согласно которой мусор будет перевозиться, перерабатываться, утилизироваться или сжигаться. Скорее всего, впереди нас ждут еще долгие дебаты, ведь у каждого способа обращения с ТБО (твердые бытовые отходы) есть свои сторонники и свои противники.

Хотели как лучше

В прошлом году жилищный комитет Петербурга заказал Российской Академии наук создать новую концепцию по сбору, переработке и утилизации ТБО. Автором новой концепции стал академик РАН Леонард Веницюлис. Вполне вероятно, что если бы его труд правительством был утвержден, то уже в этом году мусорная отрасль зажила бы по-новому. Однако важное для города решение до сих пор не принято. Впрочем, его ожидают со дня надень.
- Чтобы реформировать "мусорную" отрасль, нужно подходить к этому вопросу комплексно, - считает заместитель директора НИИ Академии коммунального хозяйства Юрий Богданов. - Нельзя все разрушать до основания, нужно совершенствовать систему с учетом уже имеющегося опыта. Революции здесь совершенно неуместны.
В противном случае может получиться повторение эксперимента с раздельным сбором мусора. Все мы помним, как в Василеостровском районе появились разноцветные бачки, куда жители отдельно должны били складывать пищевые отходы, макулатуру, алюминиевые банки, бутылки. Возможно, кто-то и проявил сознательность и выносил мусор в нескольких мешочках. Однако дальше этот эксперимент пойти и не мог -ни перевозить, ни утилизировать отходы раздельно в городе никто не умеет. В итоге, на глазах у изумленной публики подъезжала машина "Спецтранса" и вываливала весь мусор из разных баков в один кузов.
Дальше мусор везли на мусоро-перерабатывающий завод, где вручную рабочие снова сортировали его.
Да что там раздельно! Вместе-то мусор собрать по-человечески не можем. Вроде и платим по 14 рублей в месяц за вывоз ТБО, и бачки нам выставляют около домов согласно нормам, а все равно весь мусор в них не помещается и лежит рядом с контейнером или разносится ветром по дорогам.
Происходит это из-за того, что сбором мусора у населения занимаются в основном крупные организации, такие как Автопарк ? 1 и Автопарк ? 6 "Спецтранса". А вот магазины, салоны красоты и прочие организации, арендующие помещения в жилых домах, должны заключать договора на вывоз мусора с другими компаниями.
- Вывозить отходы и населения, и коммерческих предприятий должна одна организация, -уверен Юрий Поликарпович. -Иначе скоро "Спецтранс" вовсе откажется обслуживать жилой фонд себе в убыток.

Мусор девать некуда

Допустим, отходы мы собрали, в кузов погрузили. А куда потом направляются эти машины?
Есть два пути развития событий - на мусоро-перерабатывающий завод (МПБО) или на полигон. Есть еще, конечно, варианты - на санкционированную или несанкционированную свалку. Впрочем, последнее уже не законно.
Всего в городе работают два МПБО - в Янино и в Горелово. Туда доставляется треть всего мусора. Из него выбирают фракции, которые можно потом использовать как вторсырье. Например, макулатуру, тряпье, металл (цветной и черный), полиэтилен, бутылки, стекло. Остальное - а это практически половина - превращается в компост и может использоваться, например, как удобрение при озеленении города. Но большая часть компоста не проходит санитарной экспертизы и отправляется все на тот же полигон.
Полигонов в городе (правда, территориально они находятся уже в Ленинградской области) тоже два -"Южный" на Волхонском шоссе и в Новоселках.
- Оба наших полигона уже давно перегружены и нуждаются в рекультивации, но у нас нет' новых территорий и новых полигонов. Мусор девать просто некуда, - сокрушается пресс-секретарь Комитета по природопользованию и охране окружающей среды Елена Малышева. - У полигона в Новоселках лицензия истекла два года назад. Сейчас там скопилось 36 миллионов тонн мусора, тогда как допустимая норма 15-20.
Не лучше дела обстоят и па Волхонке.
Власти Ленобласти настаивают на немедленном закрытии и рекультивации полигона "Южный" в связи с превышением объема размещения на нем отходов. В пресс-службе администрации Ленобласти пояснили, что "Южный", расположенный в Ломоносовском районе, сегодня представляет собой серьезную экологическую угрозу населению. Там объем размещения отходов превышен на 30-50 процентов. Кроме того, Вол-хонскому шоссе придан статус правительственной трассы с закрытием всех съездов. За 2004 год собрано 6,5 миллиона кубометров твердых бытовых отходов (ТБО), переработано на заводах 27 процентов, а остальные ТБО вывезены на два полигона в Ленобласти. Несанкционированные свалки стали уже типичным явлением.

Крематорий для ТБО

Есть еще один способ избавляться от отходов - сжигать их. Буквально на днях жилищный комитет Петербурга определил участок под строительство мусоросжигательного завода. Его будут строить японская инвестиционно-торговая компания Marubeni и Bank of Tokyo-Mitsubishi Corporation. Новый завод Marubeni появится в районе Шушар.
Вопрос - нужен ли городу мусоросжигающий завод - очень спорный. Сторонники его строительства утверждают, что этот метод избавления от ТБО является более современным, экологически чистым и полезным в качестве источника тепловой энергии. Другие же видят в нем больше затрат, чем пользы. Начнем с того, что при горении ТБО образуются газообразные вещества, которые требуют дорогостоящей очистки. Кроме того, после сжигания мусора его объем сокращается лишь на 60-70, а оставшийся шлак, в котором концентрируются вредные вещества, согласно нормам, должен захораниваться в специальных могильниках. Получается, что при мусоро-сжигании мы своими руками и за свой счет многократно повышаем экологическую опасность утилизируемого мусора. Если при складировании мусора одна тонна нам обходится самое большее в 500 рублей, то при сжигании ее цена возрастает до 100 долларов. Если обратиться к мировой практике, то мусоросжигательные предприятия действуют только в тех странах, где дефицит свободной земли не позволяет строить мусорные полигоны. Такая ситуация сложилась в Германии, например в окрестностях промышленного Гамбурга. А, скажем, в США и Великобритании подобных заводов очень мало. В России мусоросжигательные предприятия действуют в нескольких городах. Так, крупные заводы построены в Москве, Ставрополе и Владимире. Но большинство этих заводов были построены не вчера и, конечно, не рассматриваются как объект инвестиций. Например, в том же Владимире мусоросжигательный завод уже переоборудован под мусороперегрузочную станцию.

Новые полигоны нам не нужны

Правительство Петербурга уже давно "обхаживает" администрацию Ленобласти в надежде получить новые участки под полигоны. Вице-губернатор Олег Виролайнен даже обращался с такой просьбой к соседям. В ответ ученые РосНИиПИ урбанистики нашли три площадки в многонаселенных местностях - вблизи поселка Мга, города Коммунар и на юго-востоке Выборгского района.
На сегодня вопрос решен в пользу полигона только у Мги. Остальные две площадки - пока под вопросом.
Под Гатчиной взбунтовались дачники. Кроме того, полигон появился бы всего в полутора километрах от крупного поселка Кобралово и непосредственно примыкал к полосе отчуждения Витебской железной дороги.
- Еще одна площадка (Выборгский район) находится на расстоянии одного километра от границ предполагаемого комплексного заказника "Термоловский" и является местом обитания множества птиц, зверей и насекомых, рассказал нам член общественного экологического движения "Зеленый крест" Юрий Шевчук. - Она расположена на значительной для нашей местности высоте, на склонах и в ложбине песчаной гряды холмов высотой от 150 до 130 метров, что делает невозможным создание защиты грунтовых вод от загрязнения.
Еще одна проблема, которая обязательно возникнет, появись на указанных площадках полигоны, - большие финансовые затраты. Расстояние от перегрузочных площадок до новых полигонов от 20 до 50 км, что вдвое больше нынешнего. Это означает, что автомобильный парк мусоровозов "Спец-транса' как минимум должен будет удвоиться, и нагрузка на каждый мусоровоз увеличится. А это влечет за собой еще и повышение платы за мусор с населения.
- В настоящее время в Петербурге ежегодно производится 1,1 миллиона тонн твердых бытовых отходов (ТБО), 1,3 миллиона тонн промышленных отходов, 500 тысяч тонн осадков сточных вод и 41,2 тысячи тонн отходов лечебных учреждений.
- На одного жителя отходов в год приходится: в США-800 кг, в Германии - около 400 кг, в Петербурге - 200 кг, .в Ленобласти - около 100 кг.

"Новости Петербурга"