Posted 27 апреля 2005,, 07:37

Published 27 апреля 2005,, 07:37

Modified 2 апреля, 06:06

Updated 2 апреля, 06:06

Toyota: В России у нас конкурентов нет

27 апреля 2005, 07:37
26 апреля 2005 года подписан меморандум о строительстве завода Toyota Motor в Санкт-Петербурге. О подробностях реализации проекта рассказывает старший исполнительный директор "Toyota Motor Corporation" Токуичи Ураниси.

В середине 2004 года один из мировых лидеров автомобилестроения - японская компания Toyota Motor предложила российскому правительству построить в России завод полного цикла по выпуску автомобилей. После почти года согласований и выбора площадки под производство решение принято. Во вторник, 26 апреля 2005 года подписан меморандум о строительстве завода Toyota Motor в Санкт-Петербурге.
О подробностях реализации проекта корреспонденту "Росбалта" рассказал старший исполнительный директор "Toyota Motor Corporation" Токуичи Ураниси.


- Господин Ураниси, когда первая машина сойдет с конвейера нового завода?

- Во второй половине 2007 года, скорее всего в декабре, планируется начать выпуск моделей Camry. Проектная мощность завода составит 50 тысяч автомобилей в год, однако на первом этапе планируется выпускать 20 тыс. автомобилей в год.

Завод будет строиться в поселке Шушары под Петербургом, где нами уже зарезервирована территория 220 га. Объем инвестиций составит порядка 4 млрд. рублей. Для реализации проекта создается компания "Toyota Motor Manufacturing Russia".

Производство рассчитано на работу в двухсменном режиме, на заводе появится 500 рабочих вакансий.

Продажами изготовленных автомобилей займется московское ООО "Toyota Motor", основанная в 2002 году и имеющая сейчас в стране 22 дилера и 4 сервисных центра.


Модель, готовящаяся к производству в России, - 4-хдверный седан Camry пятого поколения. Первое поколение Camry запущено в производство в Японии в 1980 году. С 2001 году продается пятое поколение автомобиля. В 2004 году продано 6,05 тыс. Camry в Японии, 13,27 тыс. - в Европе и 426,99 тыс. - в США.


Планы компании не ограничиваются только этим проектом. Мы очень надеемся на то, что российский автомобильный рынок будет стабильно расти. Поэтому не исключено, что в будущем мы расширим действующее производство в Санкт-Петербурге до 200 тысяч автомобилей в год. Полученные площади в Шушарах это позволяют сделать. Но это очень дальние перспективы.

- Сколько будет стоить Toyota Motor расширение производства до 200 тысяч в год?

- Наш опыт подсказывает, что на это потребуется $0,7-1 млрд. Успех этого строительства будет зависеть не только от нас, но и от ситуации на рынке.

- Срок окупаемости строительства завода на 50 тысяч автомобилей?

- Я не смогу сегодня точно и корректно ответить на этот вопрос. Как известно в настоящее время в правительстве РФ прорабатывается закон о таможенных пошлинах на ввозимые автокомпоненты, и в зависимости от того, каким будет этот закон, определится рентабельность всего производства. В любом случае, расчет предполагает разумные сроки окупаемости.

- Почему выбрана модель Camry?

- Camry - одна из самых популярных из производимых нами моделей и она наиболее оптимально соответствует российскому рынку.

- Компания рассматривала много площадок под размещение завода, но выбор пал на Северную столицу.

- Мы рассмотрели более двадцати вариантов в различных регионах России, и в итоге выбран Санкт-Петербург. Мы учитывали ряд различных факторов: существующую логистику, наличие квалифицированной рабочей силы, комфортность проживания для работающих японских менеджеров, удобство проезда российских рабочих на завод. Нам было очень тяжело сделать окончательное решение, отказав всем претендентам кроме Санкт-Петербурга.

- Основные конкуренты Toyota Motor в России?

- Я откровенно скажу, что прямых конкурентов у нашей компании в России практически нет. По объемам продаж на российским рынке корейские производители занимают первые два места. По итогам прошлого года первое место завоевал Hyundai, второе - Toyota. По состоянию на март 2005 года расклад изменился: первое место у Daewoo, второе - у Hyundai, а Toyota сдвинулась на третье место. Но, поскольку мы работаем в другой - более высокой ценовой категории, нежели корейские производители, уверен, что наши потенциальные клиенты не будут ими перехвачены.

Ближе всего к нам по ценовой категории конкуренты из других японских автомобилестроительных компаний, а также европейское подразделение Ford и западногерманский Volkswagen.

- Какие льготы получит компания при строительстве завода?

- Этот вопрос скорей всего к представителям властей, чем к нам. Только они могут ответить на вопрос о льготах, на которые мы можем рассчитывать. Те условия, которые нам предложены, я не могу назвать особо льготными. Скорее это не специальные экономические меры, а помощь при прохождении необходимых бюрократических процедур для открытия такого производства.

Беседовал Виктор Цукер, ИА 'Росбалт'


Toyota Motor основана в Японии в 1937 году. Помимо 12 заводов, дочерних компаний и субподрядчиков в Японии, Toyota Motor имеет 51 сборочный завод за рубежом и представительства в более чем 170 странах и регионах. В 2004 году консолидированные продажи компании составили 7,52 млн. автомобилей, а доход - 17 млрд. иен. В прошлом году Toyota Motor продала в России 47 тысяч автомобилей.

Токуичи Ураниси родился в 1942 году. С 1966 года, после окончания Университета Кобэ по специальности менеджмент работает в компании "Тойота Мотор Корпорэйшен". Первое место работы Ураниси - отдел международных операций. В 1981 году становится менеджером в Департаменте зарубежного планирования. С 1990 года - главный управляющий в рекламном подразделении "Тойота Мотор Корпорэйшен" на американском рынке. С 1993 года - главный управляющий Департамента корпоративного планирования. В 1996 году становится членом совета директоров компании. В 2001 году Ураниси занял пост исполнительного директора, а с 2003 года - старшего исполнительного директора компании "Тойота Мотор Корпорэйшен". В 2004 году занял дополнительный пост президента компании Toyota Motor Europe