Posted 24 октября 2005,, 14:31

Published 24 октября 2005,, 14:31

Modified 2 апреля, 05:01

Updated 2 апреля, 05:01

Польша: 'Микки Маус' превзошел 'Дональда Дака'

24 октября 2005, 14:31
Польша получила энергичного и решительного президента. Осталось выяснить, на кого именно окажется направлена энергия Леха Качиньского. Свой первый визит новый глава государства совершит в Вашингтон.

Второй круг президентских выборов в Польше жители этой страны прозвали 'Диснейлендом'. 'У нас на выбор два кандидата, - говорили поляки, - Микки Маус и Дональд Дак'. В роли веселого утенка выступал, естественно, кандидат-либерал Дональд Туск - по созвучию имен, а Микки Маусом поляки вот уже несколько лет зовут консервативного мэра Варшавы Леха Качиньского - уж очень похож. Впрочем, есть у этой шутки и еще один подтекст: оба кандидата в президенты принадлежат к правому лагерю и считаются проамерикански настроенными. В принципе, для поляков в данном случае лежал выбор между правыми и еще более правыми, так что решающую роль сыграли детали.

Новым президентом Польши избран Лех Качиньский - кандидат от партии 'Право и Справедливость'. Он опередил Дональда Туска на 10% (55% против 45%). Явка избирателей составила чуть более 51%. По сути, повторилась история парламентских выборов: ведомая братьями Ярославом и Лехом Качиньскими национально-консервативная партия, по прогнозам, отстававшая от либеральной 'Гражданской платформы', в последний момент обошла ее на повороте. Учитывая тот факт, что на прошедших немногим ранее парламентских выборах также победу одержала партия 'Право и Справедливость', опередив либералов, можно сказать, что в руках братьев Качиньских сосредоточилась вся политическая власть в стране.

Впрочем, любители курьезов вряд ли дождутся своего часа: однояйцевый близнец нового президента Ярослав Качиньский заявил, что в случае победы брата на президентских выборах он откажется от поста премьер-министра. К слову, не исключено, что теперь премьером станет не кто иной, как противник Леха Качиньского на выборах Дональд Туск. Прямо новый президент ничего не заявлял, но в своей 'тронной речи' сказал примерно следующее: 'Я хочу призвать как можно быстрее завершить нашу работу по созданию правительства. По этому поводу я буду говорить с Дональдом Туском, который прекрасно сражался в течение этой кампании'.

Политологи считают, что решающий перевес над оппонентом Леху Качиньскому принесло обещание защитить социально слабых граждан. В Варшаве он выстроил почти советскую систему социальной защиты и теперь не прочь распространить ее на всю Польшу. Однако у страны таких денег нет, так что сделать подобное можно только за счет средств европейских налогоплательщиков, переориентировав денежные потоки, хлынувшие из Брюсселя в Польшу после ее вступления в ЕС. Качиньский вовсе не является приверженцем скорейшего перехода на евро и обещает вернуть Польшу к традиционным католическим ценностям. Свой первый визит в качестве главы польского государства он намерен нанести не в Брюссель, а в Вашингтон - Лех Качиньский является евроскептиком и противником Конституции ЕС. Депутаты Европарламента от его партии голосовали против ратификации европейского Основного закона.

Одним из центральных пунктов предвыборной программы Качиньского являлись взаимоотношения с Германией и Россией. Новый польский президент недоволен нынешним положением и неоднократно заявлял, что не позволит развиваться российско-немецкому сотрудничеству в ущерб Польше. Он намерен противодействовать строительству Североевропейского газопровода. Как именно Качиньский собирается это делать - пока неясно, но вот в сторону Германии им было высказано вполне конкретное предупреждение. Если ФРГ будет настаивать на строительстве Центра немецких изгнанников из Польши (а этот проект поддерживает и Евросоюз), то Польша намерена потребовать от немцев военных репараций в миллиардных размерах.

Но история знает немало примеров, когда политики, выдававшие 'на-гора' даже прямые угрозы в сторону соседей во время предвыборных кампаний, скормно умолкали, добившись своего и будучи избранными. В Польше есть немало политиков, считающих, что разговоры о репарациях, противодействии и прочем, так и останутся разговорами.

Во что в интервью 'Росбалту' сказал посол Польши в ФРГ, доктор Анджей Бырт: 'Польско-немецкие и польско-российские отношения нельзя назвать плохими. Если говорить о польско-немецких связях, то они попросту очень хорошие. Различные требования, предъявляемые Лехом Качиньским к Германии в качестве мэра Варшавы, вряд ли будут повторены Лехом Качиньским - президентом Польши. Что же касается России, то мы готовы с ней дружить - пока эта страна остается демократической. В данный момент так оно и есть - с некоторыми оговорками, конечно. Так что к России у нас претензий нет, и мы надеемся, что у России к нам тоже'.

Отдельно посол Польши в Германии затронул вопрос Североевропейского газопровода. 'Мы опасаемся, как минимум, двух вещей, - сказал в интервью 'Росбалту' Анджей Бырт. - Во-первых, экологические последствия такого строительства абсолютно непредсказуемы и не просчитаны. Во-вторых, если тот газопровод, который сейчас соединяет Россию с Германией через Польшу и Белоруссию, вдруг оборвется, кто может дать нам гарантию, что поставки газа, уже оплаченного нами по мировым ценам, не прекратятся из-за каких-нибудь политических причин? В конце концов, подобное уже имело место, причем не так давно'.

По словам дипломата, Польшу хочет вернуться к реализации совместных энергетических проектов с Россией. 'Польша имела договоренность с Россией о строительстве Ямальского газопровода - это соглашение российская сторона положила под сукно без консультаций с Польшей, - говорит Бырт. - Мы хотели бы вернуться именно к этому договору - в конце концов, были потрачены уже немалые деньги. Тем не менее, еще раз хочу подчеркнуть: никакое новое правительство, никакой новый президент в демократической стране не может самовольно развернуть внешнюю политику Польши на 180 градусов. Даже если захочет. Существует преемственность дипломатии, и Лех Качиньский это хорошо знает. Наша же позиция по отношению к России - дружественная. И таковой останется'.

Изменится ли внешняя политика Польши или изменится сам Лех Качиньский, придя к власти - покажет время. Одно ясно уже сейчас: Польша получила нового, энергичного и решительного президента. Осталось только выяснить, на кого именно окажется направлена эта энергия.

Борис Альтнер, ИА 'Росбалт', Берлин