Posted 19 декабря 2005,, 08:55

Published 19 декабря 2005,, 08:55

Modified 31 января, 21:28

Updated 31 января, 21:28

"Мастер и Маргарита": Дмитрий Нагиев "слишком красив", Анна Ковальчук "чертовски хороша"

19 декабря 2005, 08:55

Знаменитый режиссер Владимир Бортко рассказывает о работе над сериалом "Мастер и Маргарита", который выйдет сегодня в 20.55 на канале «Россия».

«Я долго искал Маргариту умную и красивую»

- Геллу в вашем фильме играет непрофессиональная актриса Таня Ю. Ю - это псевдоним или фамилия?


- Мы придумали ей такой псевдоним, еще когда она снималась у меня в фильме «Цирк сгорел, а клоуны разбежались». Она там, пардон, Смерть играла. Нам показалось, что не может Смерть носить фамилию Школьник. Смеясь, мы ей даже биографию придумали. Отца-корейца, мать-мексиканку, и что вообще она - специалист по узелковому письму индейцев майя... А на самом деле Таня каскадер и вместе с мужем учила Анну Ковальчук делать все трюки, перевороты. Вот учила она ее, учила, а я наблюдал за этим процессом.

Должен сказать, что Таня - красивая женщина с очень неординарной внешностью. А Геллы тогда еще не было. И мне кажется, что не случайно. Посмотрел я еще раз на Татьяну и говорю: «Приходи-ка ты завтра на съемки!» Сейчас я понимаю, что интуитивно все время представлял себе Геллу с лицом актрисы Ю.

- Маргариту, говорят, вы тоже долго искали.

- Неудивительно. «Чертовски хороша» - так написано о ней в романе. К тому же Маргарита - умная женщина, об этом тоже упомянул писатель Булгаков. Увы, вместе эти свойства встречаются не столь часто. Кроме того, мадам превращается в ведьму, знакомится с Сатаной, и при этом хотелось бы, чтобы зритель все-таки верил в происходящее на экране и сочувствовал ей. Сложный образ. Но сегодня не сомневаюсь в правильности утверждения Анны Ковальчук.

Обратить внимание на Анну посоветовали художники Володя Светозаров и Марина Николаева, работающие со мной на картине. Я глянул на Ковальчук в одном из сериалов и понял, что в Анне есть не только внешняя привлекательность, но и глубина. Подумал: почему бы и нет? Потом она три раза проходила пробы: приходилось убеждать сомневающихся.


- Тех, кто деньги дает?


- Тех, кто сильно рискует своими деньгами. Она замечательная актриса и настоящий профессионал. Каскадер дублировала ее всего раз, когда надо было прыгать в воду с шестиметровой вышки. Все остальное она делала сама, а там очень сложные трюки. В сценах полета веревки больно впивались в тело, но она мужественно все терпела. Но, надеюсь, зрители мук Анечки не заметят, а будут наслаждаться игрой талантливой и очень красивой актрисы. Мнение не только мое, но и ее партнеров по фильму, а уж они кое-что повидали на съемочных площадках.


- Интересно, кто еще пробовался на Маргариту?


- Об этом неэтично говорить. Может возникнуть ощущение, что мы взяли лучшую актрису, а худших не взяли. А это не так. Мы взяли на роль актрису, которая, как мне кажется, наиболее точно соответствует тому, что я думаю по поводу образа Маргариты. Просто Аня по каким-то параметрам, по каким-то качествам мне показалась ближе всех к этому образу. И я очень доволен, что она играла эту роль.


«Булгакова перечитал две тысячи раз»


- А Дима Нагиев? Вас не смущало, что он вел скандальную программу «Окна»?


- А какая мне разница, какую передачу он вел? При полном уважении к работе коллег надеюсь все же, что фильм минимум на десяток лет переживет эту, как говорят, скандальную передачу. Дима - хороший актер, красивый парень и типаж совершенно необычный. «Слишком красив» - как сказано в книжке. Так оно и есть.


- Вот интересно, сколько раз вы читали «Мастера и Маргариту»?


Александр Абдулов (Мастер и Маргарита)
- До работы над фильмом читал раза два, а когда писал сценарий - две тысячи раз. Могу сказать, что помню в романе каждую строчку. «Идиот» точно так же. Хотя кое-что, конечно, уже забылось, но многое хоть сейчас процитирую.


- Все сейчас пишут в основном про мистику книги...


- Действительно, существует стереотипное мнение, что «Мастер и Маргарита» - мистическая книжка, а я считаю, что социального в ней гораздо больше, чем мистического. На Западе подобной литературы было много, а у нас этот роман оказался единственным, столь отличающимся от социалистической реалистической продукции. Потому роман и оказался окруженным такой мистикой. Тут уместно вспомнить, что существовал такой писатель, как Гете, который тоже касался мистических тем и умер, но вовсе не по воле Мефистофеля.


- И все же некоторые отказались сниматься?


- Актеры - люди эмоциональные, пугливые, некоторые действительно отказались сниматься. Что интересно, все - москвичи. У них там аура, наверное, такая. А у нас город простой, областной. Климат здесь реалистичнее, ветер с Невы выдувает из головы дурные мысли. Во всяком случае, у нас литературных героев не боятся. Подобные страхи, похоже, сконцентрировались в белокаменной. Там все крестятся, через плечо оглядываются, ждут других проявлений потусторонних сил. Но москвич Безруков не отказался и сыграл прекрасно!


- А еще говорят, что вы только со второго раза сняли этот фильм. Почему не получилось в первый?


- Обошлось без мистики. В 2000 году работа сорвалась из-за того, что вовремя не урегулировали вопрос с авторскими правами. Вот, собственно, и все. Сомневаюсь, будто Воланд причастен к тому событию.


- Хотели сделать, но не договорились о правах?


- Наверное, так. Но сейчас усилиями продюсирующих структур - телеканала «Россия» и компании «Централ Партнершип», которой теперь и принадлежат права, - ситуация разрешилась.

// Елена Ливси, Комсомольская Правда