Posted 23 февраля 2006,, 17:00

Published 23 февраля 2006,, 17:00

Modified 2 апреля, 04:28

Updated 2 апреля, 04:28

Бауманский рынок стал вторым Трансваалем

23 февраля 2006, 17:00
В Москве произошла новая техногенная катастрофа. Ранним утром 23 февраля рухнула крыша Бауманского (он же Басманный) рынка. Под обломками оказались похоронены около полусотни человек, а возможно, и больше. Почти все они - торговцы из Азербайджана.

В Москве произошла новая техногенная катастрофа. Ранним утром 23 февраля рухнула крыша Бауманского (он же Басманный) рынка. Под обломками оказались похоронены около полусотни человек, а возможно, и больше.

По свидетельству очевидцев, авария произошла около 6 часов утра. Многие жители старого московского района вокруг метро 'Бауманская' слышали треск ломающихся конструкций. При этом никто не слышал каких-либо звуков, похожих на взрыв.

В столь ранний час розничная торговля на рынке не велась. Если бы крыша рухнула в рабочее время, жертв было бы несравнимо больше. Тем не менее, в здании рынка находились люди: шла оптовая торговля, завоз товара, и, наконец, часть торговцев просто живет в рыночных подвалах.

'На данный момент у нас 47 погибших и 29 спасенных, среди них двое в крайне тяжелом состоянии. Они на грани жизни и смерти. Москвичей среди пострадавших только двое, остальные - жители иностранных государств, занимавшиеся торговлей', - подвел итог мэр Москвы Юрий Лужков во время своего второго, вечернего посещения места аварии. Точные цифры станут известны, когда спасатели доберутся до злополучных подвалов рынка.

'Жители иностранных государств' - это, прежде всего, азербайджанцы, обеспечивающие значительную часть рыночной торговли в Москве. В списке пострадавших, опубликованном МЧС, доминируют азербайджанские имена и фамилии (есть одна армянская). Списка погибших пока нет. Среди описанных травм много случаев перелома костей таза, есть ампутации, черепно-мозговые травмы и скальпированные раны. Основные больницы, которые приняли потерпевших - Институт скорой помощи имени Склифосовского и городские больницы N29 и N33.

По свидетельству корреспондентов 'Росбалта', находившихся на месте происшествия, спасательные работы велись быстро и широкомасштабно. На место прибыли тепловые пушки, которые стали согревать погребенных под развалинами людей (многие из них имели при себе мобильные телефоны и могли поддерживать связь). Здание рынка было оцеплено милицией, однако журналистов пропускали. Не обошлось и без некоторых беспорядков. Вскоре после полудня один из пострадавших, которому медицинская помощь была оказана амбулаторно, вернулся на место происшествия. Хотя пресса и окружила его плотным кольцом, по-русски он почти ничего не сказал, а затем стал рваться внутрь аварийного здания. Часть родственников торговцев, у которых сдали нервы, ринулась за ним. Все же милиции удалось наладить с ними общий язык и утихомирить.

Потом в глубине руин начался пожар, вскоре благополучно потушенный. По первой оценке, горели товары, складированные в подвалах. Затем возникла вторая версия: вспыхнул бензин из раздавленных упавшими конструкциями автомобилей (среди них был и новенький 'Мерседес-500'). Постепенно площадку окружили подъемными кранами и стали планомерно разбирать руины.

Почему обрушилась огромная крыша? На месте происшествия побывали мэр Москвы Юрий Лужков (дважды) и министр РФ по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. Версию теракта оба отклонили. Главная на сегодняшний момент версия: крыша, выполненная в виде вогнутого купола, подточенная временем за 30 лет, не выдержала обильных снегопадов последних дней. Хотя Лужков и оговорился, что 'уровень снега на крыше был равномерный, 40-45 см', и что 'был организованный сток талых вод'. Впрочем, таять снегу время еще не пришло.

Не в пользу 'террористической' версии говорит и нерабочее время аварии. Тем не менее, проектная документация тридцатилетней давности на строительство рынка изъята прокуратурой для скрупулезного изучения.

Здание Бауманского рынка, построенное в 1974 году, проектировал архитектор Нодар Канчели - автор рухнувшего два года назад акавапарка 'Трансвааль' (следствие по этому делу тянется до сих пор). 23 февраля Канчели был допрошен прокуратурой как свидетель и отпущен. 'Что касается снега: здание было сдано в 1974 году, простоял рынок 30 лет, и за это время действительно возросли снеговые нагрузки - если тогда по нормам расчетная нагрузка составляла 140 кг, то сейчас мы делали похожее здание в Коломне и там закладывали 220 кг. Но понять, сколько там было снега, сейчас очень сложно: лежит же все, рухнувшее', - сообщил архитектор 'Газете.ру'.

С тем, что в этой трагедии не было ни злого умысла террористов, ни вины архитекторов, согласен известный архитектор, член Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев. 'Дело, как правило, не в терактах. Достаточно, чтобы вентиляция плохо работала, - заметил Глазычев в интервью 'Росбалту' - Барахлит вентиляция - образуется конденсат, влага проникает в микротрещины, ржавеет металл'.

'Как раз тогда, в 70-е годы, - отметил Глазычев, - вовсю пошло увлечение сложными конструкциями. А сложная конструкция требует грамотного расчета, и я думаю, что в данном случае, коль скоро рынок простоял 30 лет, он был. При неграмотном расчете, здание трещит и сыплется гораздо раньше. Но требуется еще и абсолютно точное выполнение заказа. А в 70-е годы выполнять заказ было принято к празднику. И кто в нашей богоспасаемой стране регулярно и серьезно проводил техосмотр? Когда перешли от стальных ферм с заклепками на сложные оболочки, купола, уровень ответственности должен был резко вырасти. Этого не произошло'.

Выход из положения Вячеслав Глазычев видит в том, чтобы за состоянием домов и зданий следил не хозяин - 'хозяин в России разгильдяй' - а страховое общество. При этом страхование зданий должно быть строго обязательным, а страховка - дифференцироваться в зависимости от результатов техосмотра. Тогда что-то в этой системе может измениться.

Всероссийский конгресс азербайджанцев пока не склонен кого-либо винить в случившемся. 'О причинах мы пока даже и не думаем. Нам бы людям помочь', - сообщил 'Росбалту' представитель конгресса Вагит Агаев.