Posted 15 июня 2006,, 11:01

Published 15 июня 2006,, 11:01

Modified 31 января, 21:48

Updated 31 января, 21:48

К Генпрокуратуре есть вопросы

15 июня 2006, 11:01
Арест пяти подозреваемых в контрабанде мебели для торговых центров «Гранд» и «Три кита», стал одним из основных событий недели. И даже не потому, что возобновилось громкое дело четырехлетней давности, а потому, что в причастности к этому делу подозреваются сотрудники Генпрокуратуры.

Арест пяти человек, подозреваемых в контрабанде мебели для торговых центров «Гранд» и «Три кита», стал одним из основных событий недели. И даже не потому, что возобновилось громкое дело четырехлетней давности, а потому, что в причастности к этому делу подозреваются сотрудники Генпрокуратуры.

Кто старое помянет?

Напомним, 15 октября 2001 года несколько высокопоставленных лиц Государственного таможенного комитета провели пресс-конференцию, посвященную расследованию дел по ввозу контрабандной мебели. По словам начальника Управления таможенных расследований и дознания ГТК РФ Алексея Константинова, собранные на тот момент факты свидетельствовали о нарушении законодательства известным предпринимателем Сергеем Зуевым - владельцем торговых комплексов «Три Кита» и «Гранд».

Как установили работники УТРД ГТК, с декабря 1999 по август 2000 года на адрес российской фирмы ООО «Лига Марс» поставлялись партии импортной мебели, которые проходили таможенное оформление на Одинцовской таможне. Всего было оформлено мебели на общую сумму около $20 млн по 400 таможенным декларациям. Товары ввозились на российскую территорию с грубейшими нарушениями законодательства, в результате чего федеральный бюджет недополучил платежи на сумму более $8 млн.

Мебель по сложной цепочке всегда оказывалась в торговом центре «Три кита». Но начавшие в «Трех китах» проверку таможенники натолкнулись на серьезное противодействие. Еще за неделю до пресс-конференции Зуев опубликовал в «Московском комсомольце» открытое письмо генеральному прокурору Владимиру Устинову, в котором обвинил начальника управления Государственного таможенного комитета по борьбе с контрабандой в организации спланированной акции, якобы направленной против Зуева и его ТЦ. До этого предприниматель писал жалобы губернатору Московской области (торговые центры, хоть и считаются столичными, расположены на подмосковной земле) и заместителю генпрокурора Василию Колмогорову. И надо сказать, что его жалобы не оставались без внимания.

Собственно и сам факт огласки расследования на пресс-конференции журналисты тогда трактовали, как попытку таможенников сделать дело публичным, чтобы помешать высоким покровителям Зуева спустить дело на тормозах.

Стоит отметить, что в 2001 году таможенники своего не добились. Сначала Генпрокуратура затребовала материалы дела для ознакомления, а потом его прекратила. Более того, 20 декабря 2001 года уголовное дело было возбуждено уже в отношении следователя Павла Зайцева, который занимался «Грандом» и «Тремя китами». Следователь свою вину отрицал. Тем не менее, Мосгорсуд (как сейчас выяснилось, под давлением покровителей Зуева) приговорил Зайцева к двум годам лишения свободы условно. Его признали виновным в превышении должностных полномочий.

Скелет в шкафу

Расследование дела о фактах контрабанды мебели все же удалось возобновить по инициативе депутатов Госдумы. И сегодня Сергей Зуев фигурирует среди пяти задержанных подозреваемых.

«Основания для ареста Сергея Зуева и его партнеров имелись еще в 2002 году», - отметил в интервью «Росбалту» Марат Файзулин, который работал в то время первым заместителем начальника УТРД ГТК. По его словам, уже тогда в распоряжении российских силовиков были материалы таможенных служб Италии, Германии, Франции и США, которые доказывали, что созданная Зуевым и его коллегами по бизнесу схема поставок мебели в Россию носит криминальных характер. «Когда следователь Павел Зайцев расследовал это дело, он был уверен, что есть все основания предпринять серьезные действия в отношении этих людей», - говорит Файзулин. Однако, добавил он, «неожиданно вмешалась Генпрокуратура и изъяла все материалы дела, а их к тому моменту насчитывалось 220 томов».

После вмешательства депутатов Государственной думы РФ, в частности, известного журналиста Юрия Щекочихина, который вскоре умер при непонятных обстоятельствах, следствие было возобновлено. Однако, по данным Файзулина, следователям были возвращены всего 20 томов дела.

К настоящему времени следствие изучило представленные компетентными органами иностранных государств материалы по 50 партиям поставленного товара. «Только в упомянутых партиях контрабандным путем в Россию было ввезено около 400 тонн мебели и других товаров, общей стоимостью 62 млн рублей. При этом не были уплачены таможенные платежи на сумму более 18 млн рублей. Общее количество поставок в адрес фирмы «Лига-Марс» составило 378, работа по остальным поставкам продолжается», - отмечается в пресс-релизе Генпрокуратуры.

В ближайшее время всем арестованным будет предъявлено обвинение, расследование уголовного дела поручено следственной группе Генпрокуратуры РФ во главе с первым заместителем начальника отдела прокуратуры Ленинградской области Владимиром Лоскутовым. «Сложность расследования дела, которое еще продолжается, несмотря на арест пяти подозреваемых, заключалась в их больших связях в правоохранительных органах, которые препятствовали следствию», - отмечает Лоскутов. По его словам, в ходе расследования делались неоднократные попытки подкупа следователя с целью предоставления плана расследования, оперативно-розыскных мероприятий в отношении подозреваемых. «Тем не менее, на одном из обысков у подозреваемых был изъят план расследования дела», - отметил Лоскутов.

Идет охота на китов

Как заявил в интервью корреспонденту «Росбалта» заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин, возобновление уголовного дела по ТЦ «Три кита» и «Гранд» связано с расследованием коррупции в таможенных органах. «Видимо, дела, которые были возбуждены в отношении таможенников, дали дополнительную информацию, подтверждающую виновность лиц, ранее только подозревавшихся», - отметил Илюхин. Депутат считает неслучайным, что скандал вокруг «Трех китов» разгорелся с новой силой после отставки Устинова. «Для меня, как и для многих, это явилось неожиданностью, - признался зампред комитета. - Здесь можно только разводить руками и говорить о том, что Генпрокуратура и лично Устинов были необъективны и тормозили расследование».

Со своей стороны Файззулин, отвечая на вопрос, насколько отставка генпрокурора РФ Владимира Устинова могла быть связана с делом мебельных центров, отметил, что «повлиять оно могло, но, конечно, это было не одно такое дело». Как считает Файзулин, арест руководителей «Трех китов» и «Гранда» связан «с изменениями в самой Генпрокуратуре в позитивную сторону». «Потому что решение о прекращении «мебельного» уголовного дела принималось на очень высоком уровне, я не могу назвать фамилию, но догадываюсь, кто это», - сказал адвокат, и добавил, что «Зуев тогда вел себя очень уверенно».

В свете вышесказанного можно было бы предположить, что и нынешний виток расследования дела «Трех китов» вполне может завершиться ничем. Если бы не одно «но»: расследование проходит под личным контролем Владимира Путина. «Это очень серьезное дело, и если бы не поддержка президента РФ, который держал на личном контроле ход следствия, оно бы не достигло таких результатов», - подчеркнул Лоскутов в интервью «Правда. Ру». Он добавил, что в рамках расследования также идет проверка фактов коррупции среди должностных лиц в правоохранительных органах, препятствовавших расследованию этого дела.

Впрочем, само по себе «мебельное дело» не столь интересно. Возобновление расследования можно считать сигналом того, что Генпрокуратуру ждут серьезные изменения, и отставка Устинова – только первый шаг. Учитывая начавшуюся в России антикоррупционную кампанию, это вполне логично.

Анатолий Хутчиш