Posted 11 июля 2006,, 17:36

Published 11 июля 2006,, 17:36

Modified 2 апреля, 03:53

Updated 2 апреля, 03:53

У жителей стран G8 много общего

11 июля 2006, 17:36
Большинство жителей стран-членов «большой восьмерки» ратуют за расширение состава G8. Решение глобальных проблем сообща с другими странами клуба предпочтительнее, нежели исходя из частных интересов того или иного государства. При этом о предстоящем саммите G8 знает чуть меньше половины населения стран-участниц.

Большинство жителей стран-членов «большой восьмерки» ратуют за расширение состава G8. Решение глобальных проблем сообща с другими странами клуба предпочтительнее, нежели исходя из частных интересов того или иного государства. При этом о предстоящем саммите G8 знает чуть меньше половины населения стран-участниц. Такие выводы можно сделать по результатам международного опроса общественного мнения «Большая восьмерка» в Петербурге: что об этом думают американцы, британцы, итальянцы, канадцы, немцы, россияне, французы и японцы», представленным во вторник в ИА «Росбалт».

Исследование было проведено Агентством Социальной Информации (АСИ СПб) на платформе международной компании GMI (Global Market Insite, Inc.). Опрос проводился 20-26 июня по репрезентативной выборке среди граждан стран «большой восьмерки». Было опрошено 8000 человек, по 1000 человек в каждой стране. Максимальная статистическая погрешность составляет 3% по каждой стране в отдельности и 2,2% по «восьмерке» в целом. Респондентов опрашивали через Интернет, однако в Петербурге АСИ провело дополнительное телефонное исследование.
Как отметил научный руководитель АСИ СПб Роман Могилевский, данные по государствам весьма схожи статистически. По его мнению, это говорит о том, что в рамках G8 формируется единое пространство мнений.

Вместе с тем, нельзя не заметить и различий в том, как голосовали жители различных стран по тем или иным вопросам. Ведущий научный сотрудник Социологического института РАН Татьяна Протасенко обратила внимание на распределение голосов по вопросу о том, какие проблемы респонденты включили бы в повестку саммита. В целом по «восьмерке» самыми популярными ответами были терроризм, распространение инфекционных болезней, мировая энергетическая безопасность и проблемы бедности в мире. Протасенко отметила неравномерность в распределении голосов по странам, и предположила, что это обусловлено различиями в географическом положении государств, самосознании населения и т.д. Так, канадцы, британцы, россияне и американцы поставили на первое место проблемы терроризма и болезней, немцы и итальянцы – нарушение прав человека, французы – проблемы бедности. Японцев, напротив, больше всего волнует изменение климата на планете. Наименее популярными проблемами оказались этнические и религиозные конфликты, а также развитие образования в мире.

Любопытно, как видят будущее «восьмерки» народы входящих в нее стран. Большинство высказалось за расширение клуба. Вторым по популярности (а в России и Германии – первым) стало предложение сохранить текущий состав G8. А 13% французов (в 1,5 раза больше, чем в среднем по «восьмерке») не видят в этой организации пользы и предлагают ее распустить.
Столь антиглобалистские настроения жителей Франции объяснил пресс-атташе генерального консульства Французской Республики в Санкт-Петербурге Эммануэль Берар. По его мнению, во-первых, с «восьмеркой» связано слишком много разочарований, а во-вторых, амбиции этого неформального клуба не соответствуют его статусу. «Мы с вами можем организовать любой неформальный клуб, но мы же не будем обсуждать там судьбы мира. Нельзя решать проблемы мира без Бразилии, Африки и других членов мирового сообщества», – полагает Берар.

Решать глобальные проблемы многие французы (11%) также предпочитают в интересах своей страны, а не в сотрудничестве с другими государствами G8. Впрочем, в индивидуализме Россия опередила Францию, набрав 16%. Наибольший коллективизм проявили жители Италии, Японии и Германии. Почти половина французов и американцев считают, что надо действовать в зависимости от конкретной проблемы.

Отношение граждан стран «восьмерки» к России оказалось не столь негативным, как можно было предположить. В целом, половина опрошенных нейтрально относится к тому, что саммит пройдет в Петербурге. Тех, кто расценивает этот факт положительно или «скорее положительно» – 37%, что в 5 раз больше, нежели настроенных отрицательно. Среди самих россиян таких «положительных» довольно много – 83%. Петербуржцы, не вполне еще отошедшие от «усилений» и «перекрытий» 300-летия, не столь рады предстоящему саммиту, как остальные соотечественники – положительно настроены 68% жителей северной столицы.

Татьяна Протасенко отметила, что на протяжении всего опроса самую активную гражданскую позицию демонстрировали итальянские респонденты. У них почти всегда оказывался наименьший процент в графе «нет определенного ответа». Американцы, напротив, очень «любят» эту графу. Ответы на вопрос об осведомленности о предстоящем саммите хорошо коррелируют с этим наблюдением. Ничего не слышали о предстоящем событии 25% американцев, 14% канадцев и 12% французов. В Италии неосведомленных меньше всех – 4 %. Россияне с 2% не в счет – в российских СМИ саммит «восьмерки» едва ли не главная тема последнего времени.

Где-то граждане государств «восьмерки» были единодушны, в чем-то расходились. Но, как заметил Роман Могилевский, схожего в общественном мнении стран клуба G8 все же больше, нежели различий.

Владимир Чичинов, Санкт-Петербург.