Posted 16 августа 2006,, 15:53

Published 16 августа 2006,, 15:53

Modified 2 апреля, 03:44

Updated 2 апреля, 03:44

Две "партии власти" будут конкурировать в кабинетах чиновников

16 августа 2006, 15:53
«В России нужна вторая крупная политическая партия», - заявил замглавы администрации президента Владислав Сурков. О партийных затеях Кремля и подводных камнях партийных слияний и поглощений рассуждает политолог Дмитрий Орешкин.

«В России нужна вторая крупная политическая партия», - это цитата из обнародованного лишь сейчас выступления замглавы кремлевской администрации Владислава Суркова на мартовской встрече с представителями Российской партии Жизни. По мнению высокопоставленного кремлевского чиновника, именно этой партии и должны в перспективе отойти голоса, которые сейчас собирают «партии левого уклона и с сильным националистическим привкусом» (цитата из Суркова) – КПРФ, ЛДПР и «Родина». В итоге в России должна сложиться двухпартийная система, при которой Кремль сможет опираться, в зависимости от обстоятельств, на любую из двух абсолютно лояльных и подконтрольных партий. Но это - в будущем, а в ближайшее время, подчеркнул Сурков, основная ставка по-прежнему делается на «единороссов».

О партийных затеях Кремля и подводных камнях партийных слияний и поглощений в интервью «Росбалту» рассуждает руководитель консалтинговой группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин.


- С чем связана публикация выступления замглавы президентской администрации перед представителями Партии Жизни и что оно означает?

- Раньше в России уже была двухпартийная система: некогда существовало две партии – с одной стороны находилось «Единство», а с другой – «Отечество – вся Россия». Это были две действительно конкурирующие элитные группировки. За одной, тогда более демократической, стояли Кремль, Путин, Березовский, в конце концов, Ельцин, а за другой – тогдашние более левые силы: Примаков и Лужков. Причем, у левых была очень сильная поддержка в лице региональных лидеров – Рахимова, Шаймиева, Аушева и других.
Сейчас же есть только одна элитная группа, которая подмяла под себя все остальные. Чтобы свое существование продлить, она и формирует такие конфигурации на левом фланге.

Необходимость таких конфигураций обусловлена тем, что среди избирателей сильны социал-демократические настроения, и поэтому для них надо обязательно построить такую «мульку». В 2003 году для этого в пробирке была очень удачно выращена «Родина».

Российский электорат на самом деле не «красный», а «бледно-розовый», ему нужна социальная справедливость, и «социальный запрос» в обществе сейчас очень велик – как минимум, половина всех избирателей. Поэтому нельзя допустить, чтобы кто-то несистемный, например КПРФ, пришел и сплотил этот электорат вокруг себя. Оставлять этот кусок электорального сектора без присмотра нельзя, поэтому властью на левом фланге и создаются коалиции.

- Как эти эксперименты могут сказаться на позициях «Единой России»?

- Несмотря на то, что Грызлов с подачи Исаева в последнее время говорил о левизне «Единой России», чтобы электорату не было скучно, в Кремле было принято мудрое решение объединить удачный бренд «Родины» и административный ресурс власти в лице лидера РПЖ, спикера верхней палаты Миронова. В результате на выборах получится так, что один «человек президента» борется с другим «человеком президента».

Для двух этих партий будут важны не только лозунги, но и харизматичные лидеры – при этом ни у «Единой России», ни у РПЖ таких лидеров нет. Таким образом, с точки зрения публичной политики, обе партии неинтересны, но все будет решать не избиратель, а административный ресурс – кто и как сумеет договориться с чиновниками на местах.

«Единая Россия» и Партия Жизни будут конкурировать в кабинетах за количество процентов, которые они захотят получить на выборах. И местный чиновник будет думать: «Если не дам РПЖ такое-то количество процентов, то, скорее всего, мне голову не оторвут; если не отдам столько-то «единороссам», то оторвут». В этом и будет заключаться борьба между двумя партиями. Однако при этом все равно необходимо учесть, что «Единая Россия» останется «старшей сестрой».

Конечно, избиратель не может не заметить всего этого, поэтому его реакцией будет снижение явки на выборах. Выбирать нужно будет из двух начальников (Грызлов и Миронов): первый – сторонник Путина, а второй... тоже сторонник Путина. Но если они оба с усами, то можно будет выбирать по принципу, кому какие усы больше нравятся.

- В чем, по-вашему, смысл вхождения в «Единую Россию» Российской объединенной промышленной партии (РООП)?

- Объединенная промпартия – профсоюз олигархов с нулевым электоратом и одновременно лоббистское учреждение, связанное с большими группами влияния. Другое дело, что, например, деньги «Единой России» не нужны. Они просто увидели, что Миронов с подачи Кремля объединяется с «Родиной», и решили сделать то же самое. Я не вижу никакого смысла в слиянии ЕР с РООП, это сделано просто для того, чтобы об этом поговорить.

Беседовал Арсений Прудников, ИА «Росбалт»