Пограничный затор

На латвийско-российской границе стоят многокилометровые очереди грузового автотранспорта. О возможных способах решения этой проблемы «Росбалту» рассказал президент Латвийской ассоциации международных автоперевозчиков Latvijas auto Валдис Трезиньш.

На латвийско-российских пограничных пунктах пропуска сложилась критическая ситуация. Многокилометровые очереди грузового автотранспорта выстраиваются с середины августа. О возможных способах решения этой проблемы «Росбалту» рассказал президент Латвийской ассоциации международных автоперевозчиков Latvijas auto Валдис Трезиньш.

- Какая сейчас обстановка на погранпостах?

- Сейчас на КПП стоят тысячи машин. Например, на пункте пограничного контроля Терехово в очереди на въезд в Россию на прошлой неделе стояло 1100 автомашин. В Гребнево – 495. К концу недели ситуация немного разрядилась, но все равно водителям приходится простаивать по несколько суток, чтобы пройти пограничный досмотр.
По моему мнению, в ноябре ситуация будет критичной, и поток грузового транспорта не уменьшится. Последние месяцы года - это традиционно сложный период, так как в конце года выполняются договорные обязательства. Кроме того, в конце ноября в Риге пройдет саммит НАТО. Естественно, контроль за границей будет более тщательным, и это также повлияет на скорость обслуживания автотранспорта.
Кроме того, теперь уже скопление машин отмечаются не только на латвийско-российской границе, но и на границах между Латвией и Литвой, Латвией и Эстонией.

- Вскоре похолодает, и погодные условия только ухудшат ситуацию. Что можно предпринять?

- В Риге 20 октября работала совместная латвийско-российская комиссии по вопросам международных автомобильных перевозок. Была делегация из российского Минтранса, из ассоциации грузоперевозчиков, ведомственных структур, связанных с границей, присутствовали специалисты из аналогичных латвийских организаций. Ключевым вопросом этой встречи была ситуация на границе. Возглавляли комиссию руководители департаментов автомобильного транспорта Министерства транспорта России и Министерства сообщений Латвии. Активно в этом процессе участвовали и представители посольства России в Латвии.
Есть перспективные планы, как с латвийской, так и с российской стороны, но они рассчитаны на длительную перспективу, а вопрос нужно решать уже сегодня. Зима не за горами, а на дороге очередь в 20–30 км. Дорога узкая, не приспособленная для разъезда, что усугубляет ситуацию - особенно в снегопады.

- Каковы ближайшие планы?

- Необходимо оперативно действовать госструктурам и срочно принимать меры именно на тех погранпереходах, где сложилась особенно сложная ситуация (Терехово - Бурачки и Гребнево – Убылинка). Российская сторона проинформировала, что там готовится реконструкция, будет увеличена пропускная способность. Однако пока это лишь планы.
Один из вариантов, который мы предложили для совместной работы – это открытие дополнительного погранперехода. В частности, в Псковском направлении – Виентуле – Лудонка. С латвийской стороны там уже все подготовлено. Это поможет немного разгрузить ситуацию. Ни у кого не вызывает сомнения, что погранпереход надо оперативно открывать и оснащать. Но при этом необходимо учитывать, что этот переход технически приспособлен не для всех машин.
Еще один момент, который был всеми одобрен - это необходимость решать вопрос о совместных технологиях. Ведь глупо дважды вводить одну и туже информацию на разных таможнях. К примеру, информация о прохождении груза уже введена в электронную систему в Евросоюзе (допустим, груз идет из Германии), а ее необходимо дублировать на другом пограничном пункте. Делается двойная работа, теряется время, что является существенным стопором. Такой простой происходит на российской стороне. Может, потому, что технологии не соответствуют духу времени. Причем с этим соглашаются и наши российские коллеги.

Надо совместно думать и, наверное, договариваться России и Евросоюзу о конвертации информационных систем таможни.
Наши российские коллеги из Санкт-Петербурга, к примеру, привели данные по времени прохождения транспорта на разных границах. На финско-российской границе одна машина проходит финский КПП за 38 секунд, на балтийских пунктах в Эстонии, Латвии -за 12-15 минут, на российской стороне - за 40-50 минут. Очевидно, нужно вместе подумать, как унифицировать и гармонизировать систему пограничного контроля.

- Не секрет, что водители пытаются объехать белорусскую границу и следуют более длинным маршрутом через Латвию, чтобы попасть в Россию. Что влияет на их выбор?

- Белорусский синдром прослеживается не один год. В Белоруссии особый подход к транзиту: очень строгий таможенный контроль и часто предвзятое отношение к грузу. Сегодня грузоотправитель в Европе рекомендует водителям объезжать Белоруссию. Бывали конкретные случаи, когда белорусская таможня останавливала груз из-за какой-то мелочи и конфисковывала не только груз, но и сам транспорт. Сегодня белорусская сторона поняла, что «перегибает палку», и сами белорусы страдают от этой ситуации. В посольстве Белоруссии в Латвии об этом шла речь, они интересовались нашим законодательством. Доходит до смешного: через латвийскую границу едут в Россию и сами белорусы, и водители из Калининграда, Литвы, Польши, хотя им выгоднее другой путь. Это ненормальная ситуация. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы система транзита через Беларусь соответствовала международной практике.

- Идут ли власти Беларусии на контакт и готовы ли они решать проблему?

- Белорусская сторона выражает желание говорить на эту тему. В ближайшее время в Минске будет работать латвийско-белорусская комиссия, которую возглавит государственный секретарь Министерства экономики Латвии г-н Герхардс. Один их вопросов, который предстоит обсудить на комиссии - транзит и границы.

Беседовала Наталия Ключникова.