Posted 23 декабря 2006,, 06:45

Published 23 декабря 2006,, 06:45

Modified 31 января, 22:14

Updated 31 января, 22:14

Белоруссия под прицелом Польши

23 декабря 2006, 06:45
В последнее время Польша проявляет небывалую дипломатическую активность. Парализовав выработку нового соглашения ЕС с Россией, официальная Варшава переключилась на "демократизацию" Белоруссии - используя весьма сомнительные методы.

В последнее время Польша проявляет небывалую дипломатическую активность. Особое внимание польская дипломатия уделяет своим восточным соседям. Парализовав выработку нового соглашения ЕС с Россией, и очевидно, удовлетворившись произведенным эффектом, официальная Варшава переключилась на Белоруссию, пытаясь поддерживать в Европейском Союзе свое реноме «главного специалиста по странам бывшего СССР».

Недавно в Варшаве состоялась конференция, посвященная поддержке оппозиционного движения в Белоруссии. Называлась она бодро, в духе раннего Горбачева «Революция продолжается. Международная солидарность в практике белорусского и польского движений оппозиции». В конференции принял участие «единый кандидат белорусской оппозиции» Александр Милинкевич. В Варшаву он прибыл из Брюсселя, где получил от Европарламента награду имени Сахарова «За свободу мысли». На конференции также присутствовали парламентарии Польши, польские депутаты Европейского Парламента и участники движения «Солидарность».

«Гвоздем» конференции стало выступление самого Милинкевича, в котором он много благодарил польских участников за поддержку. Просил не останавливаться на достигнутом, а поддерживать его и в дальнейшем. Надо сказать, что призыв Милинкевича был более чем услышан. Содержание и тональность выступлений польских соратников по борьбе с «последней диктатурой Европы» не оставили не малейших сомнений: белорусских оппозиционеров один на один с режимом не оставят, помогут чем могут. Ощущая такую поддержку, Милинкевич поведал о трудностях, которые были у него и его товарищей во время предвыборной кампании: не хватало всего – от бумаги до выхода в Интернет. Иными словами, Милинкевич деликатно обратил внимание на нехватку оборотных средств.

Он и в этом нашел полное понимание собравшихся. Вице-спикер Европарламента Яцек Сариуш-Вольский заверил лауреата, что отныне, после польских усилий по «европеизации» белорусской ситуации, как он выразился, финансовая помощь будет оказываться не только официально зарегистрированным организациям, но также и нелегальным. Польский сенатор Збигнев Ромашевский поддержал коллегу-парламентария, заявив, что «отчетность не предполагает поддержку нелегальных организаций», тогда как именно такие методы позволили в свое время победить «Солидарности». Надо думать, что такие заверения успокоили «единого кандидата», а радужная перспектива не ограниченного докучливой бухгалтерской отчетностью финансирования придала ему новые силы, с которыми он и отправился в который раз штурмовать оплот самовластия.

В Варшаве, однако, на этом не остановились. На следующий день после конференции состоялся так называемый День Солидарности с Белоруссией. Такие дни проводятся каждый месяц и включают в себя организацию разного рода мероприятий противниками Лукашенко на центральной площади города. В этот раз организовали фотовыставку о деятельности оппозиции в Белоруссии и слушали музыку, как было написано в одном из сообщений, «запрещенную в официальных кругах».

Надо сказать, что в Польше стараются как можно чаще напоминать своим гражданам о «царстве произвола и насилия» в «последнем оплоте диктатуры». Ситуация в Белоруссии постоянно находится в поле зрения местных СМИ: они пользуются малейшим поводом, чтобы рассказать аудитории о творящемся бесправии у восточного соседа.

Самым громким делом такого рода за последнее время стала ситуация, сложившаяся вокруг Союза Поляков Белоруссии (СПБ) и до сих пор дающая информационные поводы СМИ. В марте прошлого года в этой организации прошли очередные выборы руководства, и победили оппозиционно настроенные к Лукашенко лидеры. Белорусские власти и часть членов СПБ отказались признавать новое руководство легитимным, мотивируя это нарушениями в процессе выборов, и настаивали на проведении перевыборов. В итоге летом того же года они состоялись, и были избраны лояльные Лукашенко представители. Однако оппозиционное руководство не сложило оружия, и до сих пор борется с официальной властью.

В Польше этот достаточно рядовой эпизод раскола одной из общественных организаций стал на длительное время темой номер один. Ситуации вокруг СПБ уделялось почти столько же внимания, сколько в СССР – событиям на фронтах в годы Великой Отечественной. Как сводки Совинформбюро, ежедневно приходили сообщения о противоборстве непризнанного руководства с властью. Фамилии лидеров Союза – Борыс, Почобут, Писальник – наверное, навечно отложились в памяти поляков после тех событий.

Особенно повезло двум последним – корреспондентам «Газеты Выборчей» и «Жечьпосполитой» в Белоруссии. Их имена просто не сходили со страниц газет и новостных Интернет-форумов. Вся страна с замиранием сердца узнавала о новой коварной провокации против корреспондента Почобута или его 10-дневном заключении в лукашенковских застенках. Ничего удивительного, если после этой «героической эпопеи» польских детей будут называть почобутами и писальниками.

Самое неприятное во всей этой кампании, организованной польскими СМИ, касалось даже не гипертрофированного резонанса. Конфликт властей и части руководства одной общественной организации, которое было также не без греха и, очевидно, было больше заинтересовано в провоцировании властей, а не поиске компромисса, представлялся самыми массовыми польскими медиа как конфликт этнический. Они так и писали: преследования поляков режимом Лукашенко.

То, что это несет потенциальную опасность для не-моноэтнической Белоруссии, авторов этой кампании в польских СМИ не смущало. Очевидно, что цели «демократизации» Белоруссии оправдывают все средства. Это подтверждают и то, как в Польше освещается ситуация с несколькими польскими монашенками и ксендзом, которые недавно были лишены белорусских виз. СМИ сразу окрестили это не больше не меньше, как борьбой Лукашенко с католиками. Нечистоплотность таких методов борьбы «за демократию», угрожающих этно-конфессиональной стабильности Белоруссии, бросается в глаза.

В Польше борются за «независимую» Белоруссию не только самостоятельно. Большие усилия прилагаются к тому, что вице-спикер Европарламента Яцек Сариуш-Вольский назвал «европеизацией» белорусской ситуации. Поляки всеми возможными средствами пытаются привлечь внимание ЕС к Белоруссии. Сам Сариуш-Вольский на варшавской конференции, посвященной продолжению непонятно какой революции, не без гордости отрапортовал, что созданную Европейским парламентом специальную делегацию по связям с Белоруссией, «поляки взяли в свои руки». По их инициативе Европарламент принял уже 7 резолюций, касающейся ситуации в этой стране.

Из Варшавы на Белоруссию вещает так называемое Еурапейскае Радыё для Беларусі, которое охватывает главным образом западные регионы страны – у FM передатчиков не достаточно мощности. Однако его можно слушать в Интернете. Оно рассчитано на молодежную аудиторию, поэтому недвусмысленная идеологическая установка передач, в отличие от «Радио Свобода» или «Свободной Европы», изрядно сдобрена поп-контентом.

В скором времени государственное польское телевидение совместно с несколькими европейскими фондами планирует запустить спутниковый канал, который будет вещать на Белоруссию и должен стать источником «независимой, правдивой и надежной» информации для белорусов.

Однако очевидно, что в своих усилиях по «демократизации» Белоруссии Польша не сильно преуспела в последнее время. Слишком топорно и откровенно по-пропагандистки выглядит информация, которую дают польские СМИ. Стандарты «независимой, правдивой и надежной» информации остаются в большинстве случаев недосягаемыми для самих польских журналистов. Это заметно даже по постоянно возрастающему количеству скептических постов на новостных и аналитических порталах с материалами о Белоруссии.

Многие поляки с неодобрением относятся к своей собственной демократии, олицетворяемой сейчас братьями Качиньскими, и поэтому с раздражением воспринимают нравоучительный тон польских СМИ по отношению к Белоруссии. Некоторые просто начинают сочувствовать Лукашенко. Как в случае лишенных виз монашек и ксендза: многие поддержали такое решение белорусских властей, так как полякам действует на нервы массированное присутствие Костела в общественной жизни страны. Они советуют своим политикам заняться исправлением жизни в Польше, а не назойливо вмешиваться во внутренние дела другой страны.