Posted 26 февраля 2007,, 17:05

Published 26 февраля 2007,, 17:05

Modified 2 апреля, 02:33

Updated 2 апреля, 02:33

Евреи против Израиля

26 февраля 2007, 17:05
Официальная позиция Израиля близка и понятна далеко не всем евреям, заявляет представитель организации "Независимые еврейские голоса" Дональд Сассон.

В Великобритании создана организация «Независимые еврейские голоса», которая позволяет себе критику в адрес Израиля. О позиции «независимых евреев» «Росбалту» рассказал автор декларации этой организации, профессор лондонского университета Королевы Мэри Дональд Сассон.


- Не могли ли бы вы рассказать о платформе «Независимых еврейских голосов»?

Наша платформа отражается в декларации, которая была представлена на нашем сайте в январе 2007 года. Это основа нашей позиции, это то, под чем люди ставили свои подписи. Мы хотим донести до мира, что в еврейской среде может быть иная точка зрения на то, что происходит на Ближнем Востоке, что могут быть не только официальные «голоса» и взгляды по этому вопросу.

Официальная позиция Тель-Авива не представляет нашу точку зрения - мы занимаем критическую позицию в отношении государства Израиль, который своими действиями нарушает права человека на оккупированных территориях. Мы считаем своим долгом выступить против того, что происходит на Западном берегу реки Иордан и в Секторе Газы.

И, главное, мы полагаем, что принадлежность к еврейскому народу не должна быть препятствием на пути критики в адрес Израиля. Мы, безусловно, выступаем против антисемитизма, так же, как мы выступаем против исламофобии и любых других форм расизма. Но мы также выступаем против того, что любая критика в адрес Израиля сразу же интерпретируется как антисемитизм. Мы хотим дать понять евреям, которые не поддерживают политику Израиля, что они не одни.

- Насколько ваш голос репрезентативен? Каково количество евреев, поддерживающих позицию «Независимых еврейских голосов»?

- Как известно из опросов общественного мнения, из тех евреев, которые не являются фундаменталистами, но тем не менее считают важным свое этническое происхождение, почти 20% полностью поддерживают Израиль, 28% несогласны с некоторыми моментами политики, а остальные не готовы отвечать на этот вопрос. Принимая во внимание эти данные, я считаю, что в еврейском сообществе есть весьма значительное меньшинство, которое критично относится к Израилю, но они не готовы заявить об этом открыто, так как опасаются, что это будет интерпретироваться как предательство или поощрение антисемитизма. Однако мы считаем, что если что-то и поощряет антисемитизм, так это мнение, что все евреи как один горой стоят за Израиль и поддерживают его во всех его действиях. Мы, возможно, не представляем большинство, но мы считаем своим долгом показать, что еврейское сообщество не является монолитным.

- Как бы вы охарактеризовали положение палестинцев?

- Палестинский народ находится в тяжелейших условиях. Сейчас в регионе есть три вида палестинцев - палестинцы, которые живут на западном берегу реки Иордан и в Секторе Газы, палестинцы, которые живут на территории государства Израиль (их еще называют израильскими арабами), и палестинцы, которые покинули Израиль и оккупированные территории и превратились в беженцев.

На оккупированных территориях палестинцы живут в ужаснейших условиях, их права постоянно нарушаются. Вопиющим нарушением стало возведение стены безопасности, которая в некоторых случаях буквально разделила их огороды на две части, лишила их собственных оливковых деревьев, не говоря уже о том, что это ограничивает их возможности передвижения. Эти люди постоянно страдают, особенно в последнее время, когда Израиль разбомбил электростанцию на Западном берегу реки Иордан.

Израильские арабы находятся в немного лучшем положении – они живут в государстве с инфраструктурой, они могут принимать участие в выборах, поступать в университеты, но воспринимаются обществом как граждане второго сорта, поскольку Израиль – это еврейское государство, которое постоянно стимулирует возвращение евреев. Так, я еврей, родившийся в Каире и выросший в Париже и Милане, могу в любой момент приехать в Израиль. Однако палестинец, чья семья столетиями жила в Палестине, и чей отец вывез семью из Хайфы в 1948 году, не может вернуться в Израиль, хотя у него связи с Израилем гораздо крепче, чем у меня.

Что касается положения беженцев, то уже одним словом «беженцы» все сказано. Эти люди не имеют дома, не имеют будущего.

Но, несмотря на все свои военные победы, Израиль продолжает повторять, что его безопасности все время что-то угрожает. Это привело к появлению мифа о том, что евреи постоянно находятся под угрозой истребления со стороны арабов. Это использование трагедии, которую пережил еврейский народ, для того, чтобы оправдать действия Израиля. Между тем, Израиль – самая сильная страна региона. Это единственная страна на Ближнем Востоке, у которой есть ядерное оружие. Поэтому я считаю, что угроза уничтожения Израиля сильно преувеличена самим Израилем. Даже на фоне того, что президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, представители «Хизбаллы» и ХАМАСа призывают к уничтожению Израиля, надо признать, что он – доминирующая сила региона.

- Какова была реакция со стороны общественности на появление декларации?

- Реакция была очень хорошей. Мы разместили наше обращение в The Times, чтобы собрать подписи людей. Одновременно нам удалось добиться того, что один из подписавшихся разместил небольшую заметку в The Guardian, и текст декларации был размещен на нашем сайте. Это вызвало большой интерес со стороны СМИ, публикации появились в США, Англии, Израиле. Даже Jewish Chronicle напечатала материал под названием «Восстание приобретает глобальный характер» -о том, что евреи по всему миру дистанцируются от Израиля - а это явно произраильская газета. 19 февраля мы организовывали публичное мероприятие, чтобы дать возможность людям познакомиться с нами - желающих было столько, что зал не смог всех вместить.

- Планируете ли вы предложить вариант решения ближневосточного конфликта? Думаете ли вы, что можете повлиять на Израиль?

- Мы не беремся за эту непосильную задачу. Однако мы, безусловно, выступаем за решение, которое устраивало бы обе стороны конфликта, будь то одно или два государства. Я не думаю, что мы сможем оказать существенное влияние на Израиль, но нельзя забывать, что и в самом Израиле идут постоянные дискуссии на эту же тему. Можно даже сказать, что в Израиле больше дискуссий критического характера, чем в еврейском сообществе за пределами Израиля.

Однако я считаю, что решение конфликта можно было бы найти проще, если бы США перестали безоговорочно поддерживать Израиль. В американской внешней политике есть несколько направлений, по которым голос одной группы слышен сильнее всего, потому что остальным либо нет дела, либо у них нет такой возможности. Одним из примеров является позиция кубинских беженцев, осевших во Флориде и представляющих собой весьма зажиточный класс, который постоянно оказывает влияние на американскую внешнюю политику в отношении Кубы. Тоже самое и с Израилем, чьи интересы защищает сильнейшее лобби.

- Один из самых главных вопросов, который волнует палестинцев - почему государство Израиль было создано именно на этой территории. Что вы можете сказать по этому поводу?

Люди, задающиеся таким вопросом, правы на все сто процентов. Это было очень несправедливое решение, и палестинцы не имели никакого отношения к преступлениям Третьего Рейха. К тому же в начале века арабы были безусловным большинством в Палестине. К сожалению, история решила этот вопрос не в их пользу. Отчасти потому, что те евреи, которые бежали от геноцида, и которых в силу каких-то причин не принимали ни в Европе, ни в Америке, в результате бежали в Палестину, где, как вы понимаете, их приняли...

К тому же, на момент окончания Второй мировой войны, палестинцы не были едиными, не были организованными, у них не было национального самосознания, которое позволило бы им немедленно выступить против, или еще лучше почувствовать заранее то, что может произойти. Их позиция была озвучена арабскими странами, которые тоже никогда не были едиными в своих позициях. И после окончания британского мандата ООН создала Израиль, поделив территорию между евреями и арабами примерно пополам. Однако потом начался конфликт, Израиль расширил свою территорию, переселил евреев в Сектор Газа, и с тех пор в регионе больше не было мира.

Беседовала Юлия Нетесова, Лондон