Posted 16 апреля 2007,, 12:26

Published 16 апреля 2007,, 12:26

Modified 31 января, 22:36

Updated 31 января, 22:36

Холодная война за теплое будущее

16 апреля 2007, 12:26
Россия оказалась втянута в новую «холодную войну» с США - на этот раз за энергетическихе потоки. Как и 20 лет назад, противостояние происходит на территориях третьих стран, а главным призом должно стать "владение" Европой.

Россия оказалась втянута в новую «холодную войну». Правда, в отличие от первой, вторая «холодная война» строится не вокруг идеологических противоречий, а вокруг энергетических потоков. Но, как и 20 лет назад, противостояние России и США происходит на территориях третьих стран, а главным призом в войне является Европа.

Газ – топливо будущего

На прошедшем на днях «Российско-Германском энергетическом форуме» министр экономики ФРГ Михаэль Глос в очередной раз заявил о заинтересованности Берлина в развитии энергетических связей с Россией. Более того, Германия готова активно содействовать программам энергосбережения в РФ, чтобы высвободить новые объемы газа для поставок на европейский рынок.

По данным Международного энергетического агентства (IEA), спрос на газ в Европе будет увеличиваться до 2030 года на 1,5% ежегодно - с 520 до 778 млрд кубов. В настоящее время 29% потребностей покрывается за счет поставок из России. Экспорт российского газа на рынки 22 европейских стран в 2006 году составил 151,1 млрд кубометров. Финляндия, Словакия и Болгария получают из России 100% потребляемого газа, Турция – 66%, Германия – 41%, Франция - четверть.

В Германии, по расчетам Объединенного института геологии, геофизики и минералогии Сибирского отделения РАН, доля газа в топливном балансе вырастет с 24,2% в 2010 году до 37,1% - в 2025-м. И это неудивительно - нефть слишком дорога, чтобы использовать ее для производства тепла и электроэнергии, уголь – не экологичен, что затрудняет его применение в свете Киотского протокола и необходимости снижения выбросов углекислого газа, а атомные станции немцы вообще решили закрыть. Альтернативные источники энергии пока себя не оправдывают, и нет никаких оснований полагать, что в ближайшие десятилетия они составят конкуренцию традиционным источникам. Вот и остается газ. Относительно дешевый, экологически чистый и энергетически эффективный.

Германия остро нуждается в надежных источниках «голубого топлива». Настолько остро, что прежний канцлер ФРГ Герхард Шредер стал «адвокатом дьявола» и активно защищал Россию от нападок Запада. Останься он у власти еще на один срок, и российско-германский энергетический союз стал бы реальностью. Шредер – яркий представитель той части европейской и, прежде всего немецкой, элиты, которая считает, что более надежного поставщика, чем Россия, нет. Нужно по максимуму взять у русских, а сколько не хватит - купить у других поставщиков, считают они.

Но сейчас во главе Германии стоит Ангела Меркель. И хотя ее позиция в отношении России в последнее время претерпела серьезные изменения, она продолжает оставаться сторонником концепции диверсификации. Если сформулировать эту концепцию коротко, то получится примерно следующее: взять по максимуму везде, где только можно, а остальное купить у русских. Проблема только в одном – «где только можно» газа нет.

В прошлом году долгосрочные договоры с «Газпромом» продлили сразу несколько крупных потребителей Европы. С крупнейшей австрийской компанией – OMV – договор перезаключен с 2012 до 2027 года, с Gaz de France (Франция) и Болгарией – до 2030 года, с Eni (Италия) – с 2017 по 2035 год. При этом в каждом случае «Газпром» выторговал себе право в той или иной мере выходить на конечного потребителя. В частности, итальянцы разрешили «Газпрому» продавать конечному потребителю до 3 млрд кубометров ежегодно, французы – 1,5 млрд кубов.

Такая дальновидность и уступчивость европейцев свидетельствует о том, что они обеспокоены прогнозами газовых аналитиков о возможной нехватке в будущем у «Газпрома» газа для обеспечения всех нынешних потребителей. Дополнительным стимулом к максимальной пролонгации договоров на любых условиях стало возрастание угрозы создания в будущем «газовой ОПЕК» - организации, которая смогла бы устанавливать объемы экспорта и мировые цены на газ. Вот и получается, что за разговорами о диверсификации Европа все сильнее «подсаживается» на российскую трубу.

«В ЕС действительно существует несколько линий раскола, — считает германский политолог Александр Рар. — Участники Евросоюза раскалываются по принципу внешней и оборонной политики, а также энергодиалога с Россией. Раскол усугубляют США, поддерживая такие объединения, как ГУАМ, и продвигая проекты альтернативного энергоснабжения Европы. Однако пока продвижение России на внешние рынки идет успешно».

«В Европе идет процесс финляндизации: просто в один прекрасный день европейские политики начнут понимать, что выступать против интересов Кремля - не в их интересах», - говорит Дэвид Кларк, бывший специальный советник британского Форин Офис и председатель Фонда «Россия». И многие это уже понимают, причем не только западноевропейцы, но и традиционно настроенные антироссийски руководители стран Восточной Европы. Латвия согласилась предоставить свои газохранилища для строящегося газопровода Nord Stream из России в Германию по дну Балтийского моря. Венгрия стала активным участником проекта «Голубой поток - 2», который предполагает поставки российского газа через Турцию и Балканы в обход Украины и Польши. Так они пытаются гарантировать себе наличие газа в будущем.

Развод по-американски

Главным противником энергетического союза России и Европы выступают США. Их можно понять: если объединить российский потенциал и европейский капитал, получится новая мировая сверхдержава, практически по всем показателям превосходящая США. Для американцев этот сценарий неприемлем ни при каких обстоятельствах. Именно поэтому США и ориентирующиеся на них представители европейской элиты не устают изобретать и финансировать новые проекты трубопроводов в обход России. Именно поэтому и происходят всевозможные «цветные революции» в странах Восточной Европы. Например, беспорядки в Венгрии и требования свергнуть кабинет Феликса Дюрчаня можно расценивать как попытку Вашингтона убрать сторонника проекта «Голубой поток – 2».

Главным успехом американцев пока остается Закавказье. Азербайджан все дальше уходит от России, примеряя на себя роль главного альтернативного поставщика газа в Европу. Проблема в том, что Азербайджан сам является неттоимпортером газа. Общая потребность республики в «голубом топливе» составляет около 12-14 млрд кубометров в год. Пока же здесь добывается около 5 млрд кубометров, а остальное закупается в России и Иране.

Согласно некоторым оптимистичным оценкам, с 2007-2008 годов Азербайджану российский газ будет уже не нужен, так как начнут поступать плановые объемы с газового месторождения «Шах-Дениз». Начальник управления иностранных инвестиций Государственной нефтяной компании Азербайджана Вагиф Алиев полагает даже, что в 2007 году в Турцию можно будет поставить более 4 млрд, а с 2008 года – 6,3 млрд кубометров (что, откровенно говоря, весьма сомнительно). Но даже если это у Баку и получится, 6,3 млрд кубов в год – это такой мизер, что ради него не стоило и огород городить.

А огород нагородили большой. Устроили переворот в Тбилиси и посадили марионеточное правительство Саакашвили, чтобы сделать Грузию «надежным транзитером». Построили нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум - оба проекта были запущены даже без гарантий того, что они окупятся. Продолжается и проектирование новых трубопроводов. Во-первых, речь идет о проекте GUEU (Georgia–Ukraine–EU) – газопроводе, который свяжет Азербайджан через Грузию по дну Черного моря с украинской Феодосией или румынской Констанцей, и будет протянут дальше в Европу мимо России и Турции.

Во-вторых, в начале апреля представители Румынии, Сербии, Хорватии, Словении и Италии подписали договор о строительстве нефтепровода от румынского порта Констанца до итальянского Триеста по территориям своих государств. По словам еврокомиссара ЕС по энергетике Андриса Пибалгса, проект будет осуществляться в рамках общей стратегии ЕС, направленной на сокращение энергетической зависимости от России. Как сообщил комиссар, для загрузки трубопровода нефть в Констанцу большей частью будет доставляться танкерами из турецкого порта Джейхан, куда, в свою очередь, она попадает по нефтепроводу БТД (Баку–Тбилиси–Джейхан).

Хотя любому знакомому с картой человеку понятно, что это бред. Единственно возможный вариант – это доставка нефти танкерами из грузинского Супса по Черному морю в Констанцу в обход не только России, но и Турции. Однако пока турок решили не травмировать - ведь на них завязан третий трубопровод – NABUCCO, затеянный для доставки газа (на начальном этапе с азербайджанских и ближневосточных месторождений) в центр ЕС. Он должен стать главным конкурентом проекту «Голубой поток – 2».

На Украине, через которую транспортируется 80% российского газа, устроили «оранжевую революцию» с перспективой скатывания к гражданской войне. Следуя логике событий, американцам и их союзникам в Европе теперь нужно устроить в Киеве хаос, чтобы прервать на неопределенный срок поставки газа из России в ЕС. Это должно вынудить руководство европейских стран активизировать строительство альтернативных России маршрутов транспортировки газа.

Параллельно необходимо заполнить существующие и проектируемые газопроводы. Это невозможно без Казахстана и Туркмении. Однако деятельность в этом направлении успехов не приносит. Назарбаев понимает, что конфронтация с Россией приведет Казахстан к катастрофе. Туркмения, возможно, и включилась бы в антироссийский альянс, но для этого нужен транскаспийский газопровод. Пока же не урегулирован статус Каспия, строительство такого газопровода невозможно. Тут важнейшей становится позиция Ирана, но в Тегеране сидит режим аятолл, и возможность договорится с ними у американцев отсутствует.

Наш ответ Вашингтону

На этом фоне Россия активно занимается формированием картеля производителей газа. Визиты Игоря Иванова в Иран, Виктора Христенко - в Алжир и Катар, Михаила Фрадкова - в Туркмению создали почву для появления общей политики стран, обладающих крупнейшими запасами газа в мире. У России очень сильные позиции, позволяющие ей претендовать на «контрольный пакет» в будущем картеле.

Мы являемся крупнейшим поставщиком газа в Европу, и пытаться конкурировать здесь с нами очень проблематично. После введения в строй газопровода «Сахалин-Хоккайдо» «Газпром» получит возможность серьезно потеснить на японском рынке поставщиков сжиженного природного газа из стран Персидского залива. Поскольку трубопроводный газ в разы дешевле СПГ, достойно ответить русским тот же Катар не сможет. То же самое произойдет в Корее, куда планируется поставлять газ с Ковыктинского месторождения. Поэтому для стран Залива очень важно договориться с Москвой о разделе рынков.

Это дает России шанс выиграть в новой «холодной войне» с США и привязать к себе Европу стальными нитями трубопроводов.

Александр Якуба