Posted 17 апреля 2007,, 12:55

Published 17 апреля 2007,, 12:55

Modified 2 апреля, 02:08

Updated 2 апреля, 02:08

Специализация - "врач-киллер"

17 апреля 2007, 12:55
В Совете Федерации разработан законопроект о легализации эвтаназии. Инициативу парламентариев "Росбалту" прокомментировал президент общероссийского движения "Медицина за качество жизни", доктор медицинских наук, профессор Георгий Новиков.

В Совете Федерации разработан законопроект о легализации эвтаназии в России. В случае его принятия, неизлечимых больных по их просьбе будут лишать жизни, если такое решение утвердит консилиум врачей. Соответствующие поправки предлагается внести в "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан". Инициативу парламентариев в интервью "Росбалту" прокомментировал президент общероссийского движения "Медицина за качество жизни", доктор медицинских наук, профессор Георгий Новиков.


- Георгий Андреевич, считаете ли вы, что российское общество готово к легализации эвтаназии?

- Убежден, что инициатива сенаторов преждевременна, более того - деструктивна. По сути, нам предлагают узаконить право врачей на убийство немощных и стариков. Это просто аморально. Вместо оказания больному помощи, мы навязываем ему суицидальное поведение. Во всех медицинских вузах студентам внушают мысль, что главная задача врача - бороться за жизнь пациента и по возможности облегчать ему страдания. Как же на этом фоне будет выглядеть введение в лечебную программу легализованного убийства? Тогда нужно будет писать в дипломах: специализация - "врач-киллер". Это полный абсурд!

- Может ли современная медицина предложить какую-либо альтернативу эвтаназии?

- Конечно, причем решение проблемы давно лежит на поверхности. Желание умереть может изъявлять только пациент, не получивший квалифицированной медицинской помощи. В России более 20-ти лет проходит процесс становления новой области здравоохранения - паллиативной медицины. Ее цель - снять страдание пациентов и улучшить качество их жизни с помощью специальных методик. К сожалению, в России пока очень мало медицинских подразделений, которые работают в этом направлении, - около 200. Это кабинеты противоболевой терапии, отделения паллиативной помощи и хосписы.

- Однако ни о лечении, ни тем более о выздоровлении пациента в данном случае речь не идет?

- Пациент получает возможность принять объективное и взвешенное решение о том, как ему быть. Конечно, если человека, терзаемого непереносимой болью, спросить, хочет ли он прекратить мучения ценой ухода из жизни, ответ в подавляющем большинстве случаев будет положительным. Но я убежден, что прежде необходимо избавить человека от страдания, а потом уже спрашивать, готов ли он переселиться в мир иной. Вряд ли человек, не испытывающий боли и находящийся в здравом уме и твердой памяти, добровольно выберет смерть. Поэтому я убежден, что паллиативная медицина является реальной альтернативой эвтаназии. Одно исключает другое.

- Тем не менее, эвтаназия, будь то "активная" или "пассивная", разрешена во многих странах Европы...

- Часто ссылаются на опыт Голландии, где эвтаназия применяется с 2001 года. Но и там не все просто. До 75% голландских врачей отказываются умерщвлять пациентов, даже если их очень об этом просят. Если же такое решение все-таки принимается, то оно заверяется несколькими комиссиями, то есть существует многоступенчатая система оценки и контроля. Кроме того, было бы некорректно говорить, что в Голландии или Бельгии эвтаназия легализована. Там просто отменена уголовная ответственность за искусственное прерывание жизни больного лечащим врачом.

- Насколько велика вероятность, что закон о легализации эвтаназии в России все-таки будет принят?

- Я очень надеюсь, что этого не произойдет. Законопроект, который сейчас обсуждают в Совете Федерации, противоречит нашим традициям и менталитету. В России всегда было принято ухаживать за стариками, а не "списывать" их на свалку. Это не тот путь, по которому мы должны идти.

Беседовал Игорь Джохадзе

Справка. Эвтаназия официально разрешена в Голландии, Бельгии и в американском штате Орегон, где используют так называемое "ассистируемое самоубийство". В США с 1998 года этим правом воспользовались 170 неизлечимых больных, в Бельгии с 2002 года - 400 пациентов, а в Голландии только за 2005 год добровольно ушли из жизни 4300 человек.

Во Франции, Швейцарии и Австралии разрешена "пассивная эвтаназия", когда смертельно больным людям позволяют отказываться от лечения. В Германии, с другой стороны, эвтаназия запрещена законом и влечет за собой наказание в виде лишения свободы сроком от 6 месяцев до 5 лет.

Британские врачи выступают за разрешение "активной эвтаназии" для нежизнеспособных младенцев. По мнению медиков, данный шаг позволил бы значительно сократить число прерываний беременности на поздних сроках.

Статья 45 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" запрещает российским врачам "удовлетворять просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами". Эвтаназия считается в РФ уголовным преступлением.