Posted 10 июля 2007,, 07:55

Published 10 июля 2007,, 07:55

Modified 2 апреля, 01:26

Updated 2 апреля, 01:26

Атомный "крючок" для Европы

10 июля 2007, 07:55
И Россия, и Европа хотят слезть с нефтегазовой "иглы". И Россия предлагает "лекарство" - атомную энергетику и экспорт мирных ядерных программ. Словом, все для того, чтобы соседи не соскочили с нашего энергетического "крючка".

Россия продвигает в Европу «атомную иглу». И название этой иглы — ОАО «Атомный энергопромышленный комплекс» (Атомэнергопром). В минувшую субботу председатель правительства РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение, утверждающее устав этой стопроцентно государственной компании.


Все по уставу

Никаких сенсаций визирование устава не вызвало. Все произошло в соответствии с указом «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса России», подписанным президентом РФ Владимиром Путиным 27 апреля 2007 года.

«Атомэнергопром» будет заниматься тем, чем и предполагалось. То есть станет государственной корпорацией, включающей все технологические векторы ядерного энергетического комплекса, в том числе строительство АЭС в России и за рубежом. Председателем Совета директоров «Атомэнергопрома» назначен руководитель Федерального агентства по атомной энергии (Росатом) Сергей Кириенко. А разве кто думал иначе?

В общем, в сфере мирного атома правительство настолько целенаправленно проводит в жизнь ранее принятые решения, что было бы даже скучно здесь что-либо анализировать. Если бы не нюансы, кстати, работающие на политическое и экономическое благо России.

Игольное ушко

Нюансы же заключаются в том, что «слезть с нефтегазовой иглы» пытается сейчас не только Россия, но и Европа. Россия – за счет планируемого развития наукоемких отраслей реального сектора экономики (оборонка, нанотехнологии и др.). Европа – за счет попыток «не пущать» российский газовый и нефтяной капиталы в свои пределы. Но без российской нефти, а тем более газа, не обойтись. Остается пока только натянуто улыбаться.

При этом сама Россия, «слезая с нефтегазовой иглы», азартно пытается Европу на этой игле удержать. Ведь, например, газ для Европы стоит в разы больше по сравнению с внутренними ценами, — продавать его на экспорт гораздо прибыльней. И уже даже масштабная программа по возрождению отечественного судостроения предполагает в первую очередь строительство добывающих платформ и нефтеплатформ, а также судов обеспечения, транспортировки нефти и сжиженного газа. И все для того, чтобы выполнить обязательства по заказам. Чтобы иностранный клиент «не ушел».

Так, еще в марте заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности (Роспром) Андрей Дутов подчеркивал, что, дескать, чтобы выполнить все обязательства по добыче перед иностранным потребителем, необходимо полностью освоить шельфы (прежде всего, северные) уже через четыре года.

В общем, пока что успехи и у россиян, и у европейцев по избавлению от нефтегазовой зависимости смутные. Но ничто не вечно, и соседи тратят немалые силы на поиск альтернативы. А вдруг найдут?

Лучше уж изобрести лекарство от энергозависимости самим. И "лекарство" найдено - это мирный атом. И начинается гонка: кто первым освоит мировой рынок.

Возвращение на Родину

В России уважать атомную энергетику дополнительно заставляет угроза энергокризиса. Вспомнить хотя бы энергоаварию в мае 2005 года, когда отключились ЛЭП на юго-западе Московского региона, а также в Тульской и Калужской областях. А ведь глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс неоднократно предупреждал, что это – «ягодки».

В то же время в нашей же стране АЭС производят всего 16% электроэнергии. А, к примеру, во Франции атомные электростанции генерируют 78% энергии, в Швеции и Бельгии этот показатель превышает 50%.

Поэтому планов у создаваемого «Атомэнергопрома» – громадье. «Фактически, мы должны закладывать по 2 новых энергоблока каждый год, – не устает повторять Кириенко. — После 2015 года надо выходить на строительство 3 новых энергоблоков ежегодно, и начинать думать о 4 энергоблоках в год».

Предполагается, что выполнение Федеральной целевой программы по развитию атомного энергопромышленного комплекса на период до 2015 года позволит на 10% сократить эксплуатационные расходы АЭС. Удельный вес капиталовложений на 1 КВт уставной мощности по мере наращивания серийности будет снижен на четверть, доля производимой АЭС энергии будет увеличена до 18,5%, а к 2030 году — примерно до 25%.

Но это дела чисто российские, нас же пока занимают мировые масштабы. И здесь картина отрадная – российский мирный атом востребован.

Вот вам таблеточка

«По итогам прошлого года российский экспорт атомных технологий, продукции и услуг принес стране $3,5 млрд. Внешнеэкономические итоги года показывают, что продукция и услуги отрасли конкурентоспособны на мировом рынке», — заявил не так давно и.о. президента ОАО «ТВЭЛ» Антон Баденков.

А глава Росатома на днях подтвердил, что ситуация с продвижением российского мирного атома вовне только улучшается. «Сегодня мы держим до 40% рынка ядерно-топливного цикла в мире. 50% топлива для атомных станций США производится в России из низкообогащенного урана, – отрапортовал Кириенко. — У нас уникальный потенциал. Мы сегодня та страна, которая строит больше всех в мире атомных станций за рубежом: Россия строит 7 атомных энергоблоков за рубежом. Никто столько не строит. Мы строим два в Китае, два в Индии, один в Иране, два в Болгарии, в прошлом году тендер выиграли. При этом имеем потенциальный пакет заказов еще блоков на десять и по Восточной Европе, и по Юго-восточной Азии. Огромный рынок атомной энергетики в мире. Мы конкурируем там».

«Мы оказались в ситуации, когда у страны есть избыточные мощности по обогащению урана, которые надо было бы задействовать, — более сухо прокомментировал ситуацию гендиректор Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники Борис Габараев. — Эта услуга достаточно дорогая — она высокотехнологичная и потому хорошо оплачиваемая заказчиками».

Шире и дальше

Проще говоря, у России помимо нефти и газа обнаружился еще один экспортовостребованный ресурс. Европа надеется избавиться от российской «газовой иглы», и мы предлагаем ей "лекарство". С атомно-гарантированным эффектом.

Восточной Европе – и лекарство, и лечение, то есть и АЭС, и ядерное топливо. Так, на минувшей неделе прошло сообщение, что корпорация «ТВЭЛ» станет единственным поставщиком ядерного топлива для чешских и словацких АЭС, а американская компания Westinghouse уходит с этого рынка.

С Западной Европой пока не все так просто. Но подождем... Ведь на одной из коллегий Росатома первый вице-премьер Сергей Иванов подчеркивал: «Дальнейшее расширение присутствия России на рынке мирных ядерных технологий — еще одна из важнейших задач, которые сегодня стоят перед ядерной энергетикой».

То есть Россия наращивает и впредь будет наращивать экспортоориентированные мирные «ядерные программы». Другими словами, делает все возможное, чтобы энергозависимые соседи не слезли с нашего энергетического «крючка». И с политической точки зрения тогда будет не так уж и важно – из какого ресурса этот «крючок» выкован.

Правда, предложенные выводы чересчур провокационны, чтобы с ними эксперты соглашались безоговорочно. И, как сообщил в интервью ИА «Росбалт-Бизнес» эксперт-аналитик отдела исследований электроэнергетической отрасли Института проблем естественных монополий Владимир Дорогайкин, «скорее всего, в правительстве РФ возможность дальнейшего влияния на будущее мировой энергетики с помощью создания атомной компании, учитывая мировые тенденции перехода на нетрадиционные источники энергии, предусматривается". "Это позволит получить двойную выгоду — как дополнительные налоговые поступления в бюджет РФ, так и дополнительные конкурентные преимущества на мировом энергетическом рынке», — считает эксперт.

«Однако, — уточнил он, — в большей степени необходимость создания Атомэнергопрома обусловлена не возможным переходом на альтернативные источники энергии, но текущей необходимостью консолидации для развития атомной энергетики».

Игорь Чубаха