Posted 3 сентября 2007,, 08:59

Published 3 сентября 2007,, 08:59

Modified 2 апреля, 00:56

Updated 2 апреля, 00:56

Китаю Меркель не указ

3 сентября 2007, 08:59
Ангела Меркель съездила в Китай и Японию. Целью поездки была «агитация за экологию», то есть переговоры о сокращении выбросов углекислого газа в атмосферу. С японцами Меркель быстро нашла общий язык, а вот с китайцами диалога не получилось.

Канцлер Германии Ангела Меркель провела на минувшей неделе настоящий экологический тур по Дальнему Востоку: после трехдневного пребывания в Китае она нанесла визит в Японию, где была удостоена аудиенции у императора Акихито. Основной темой обоих вояжей стала агитация «за экологию». Немецкая внешнеполитическая деятельность вообще в последнее время сконцентрировалась на борьбе с глобальным потеплением.

В то время как глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер сразу после холодного Шпицбергена посетил жаркую Калифорнию, губернатор которой Арнольд Шварценеггер первым среди руководителей американских штатов принял программу снижения выбросов углекислого газа в атмосферу, Меркель не оставляет попыток привлечь на свою сторону Дальний Восток. Впрочем, трехдневный «крестовый поход за климат» в Китай особым успехом не увенчался: руководство Поднебесной в который раз вежливо отмалчивается. Растущая китайская индустрия выбрасывает в атмосферу Земли все больше и больше углекислого газа, и китайцы не видят причин вредить собственной экономике, ведь другие лидеры по «производству» CO2 - американцы и индийцы - вовсе не спешат сокращать собственные выбросы. Для сравнения: в 2006 году доля выбросов углекислого газа Германии составила 3,5%, Японии – 5%, а Китая – 15% - почти вдвое больше, чем у первых двух стран, вместе взятых. Китай является абсолютным мировым лидером в этом способе загрязнения атмосферы.

В Японии, куда Меркель отправилась после китайского визита, она нашла куда более внимательных слушателей. Японский премьер-министр Синдзо Абэ поддержал свою коллегу из Германии еще в июне, на встрече лидеров «Большой восьмерки» в Хайлигендамме, и теперь, в Токио, заверил ее в том, что в борьбе с глобальным потеплением Япония целиком и полностью находится на стороне Евросоюза. Следующий саммит «Большой восьмерки» должен состояться в будущем году в Японии и, как заявил премьер Абэ, он также будет в значительной степени посвящен климатическим проблемам. Примечательно, что этим летом в целях экономии электронные кондиционеры в Японии разрешено включать лишь в том случае, если температура воздуха в помещении превышает двадцать восемь градусов. От этого правила японцы не отступили и ради немецких гостей, так что и в резиденции премьер-министра, и во дворце императора Акихито было довольно жарко. В качестве компенсации Синдзо Абэ предложил мужчинам из делегации ФРГ снять галстуки. Ангела Меркель, хотя и приветствовала такой шаг, сама подобным преимуществом по вполне понятным причинам воспользоваться не смогла.

«Разговор без галстуков», конечно же, шел не только о климатических проблемах. Япония по-прежнему остается второй в мире после США державой по своей экономической мощи. При этом торговый баланс между Японией и ФРГ складывается явно не в пользу немцев: в 2006 году Япония поставила в Германию продукцию на 24 миллиарда евро, заняв тем самым одиннадцатое место среди стран-экспортеров. Экспорт немецких товаров в Японию, в свою очередь, составил всего 14 миллиардов евро. Германия занимает 18-е место в списке стран-импортеров японской продукции. Оставаясь политическими партнерами, в экономическом отношении Германия конкурирует с Японией во многих важнейших сегментах мирового рынка – в частности, в автомобилестроении и производстве бытовой электроники и видеотехники.

Впрочем, конкуренция эта носит цивилизованный характер, чего не скажешь об отношениях с Китаем. Одним из основных вопросов, которые обсуждала Меркель с китайскими руководителями в Пекине, была проблема контрафактов: объем китайской контрафактной продукции угрожающе велик. Евросоюз, и в частности ФРГ, буквально захлестывает поток поддельных товаров из Китая - от сигарет до одежды, от электроники до автомобилей. Китайские фирмы вообще не считают себя связанными хоть малейшими правилами приличия: в преддверии ежегодного автосалона в Германии компании BMW и Mercedes сообщили о своем намерении подать в суд на китайских автопроизводителей, так как заявленные ими на выставку автомобили оказались один к одному скопированы с моделей BMW X5 и Smart ForTwo.

Синдромом «тащи, что плохо лежит», страдают не только китайские частные компании, но и правительство КНР в целом: у всех на слуху весьма непрезентабельная история с разработанным немцами магнитным монорельсом «Трансрапид». Эта технология, являющаяся сегодня абсолютным ноу-хау в мире, была закуплена Китаем у разработавших ее компаний Siemens и Thyssen-Krupp (стоит упомянуть, что 2 миллиарда евро, заплаченные за нее, китайское правительство взяло в кредит у Германии) для постройки сверхскоростной ветки, которая должна соединить Шанхай с аэропортом этого города. После непродолжительной паузы Китай отозвал свою подпись под контрактом, сославшись на технические и экологические недоработки данной технологии. При этом 2 миллиарда евро, взятые в долг у ФРГ и неуплаченные немецким фирмам, остались в собственности Китая, а ровно через год пресловутый «Трансрапид» все же был построен в Шанхае... под китайским именем. Руководство КНР заявило, что эта ветка является разработкой китайских ученых – на самом деле ни один специалист не смог найти ни одного отличия от проектов Siemens. В общем, китайцы попросту последовали примеру средневекового изобретателя отца Кабани из повести Стругацких «Трудно быть Богом», который говорил: «Я это самое и изобрел. А кто не верит – тот дурак!». Теперь Китай без зазрения совести предлагает «свою» монорельсовую технологию к продаже в другие страны – по гораздо более скромным ценам, чем это делал Siemens.

Примечательно также, что за неделю до визита Ангелы Меркель в КНР журнал Spiegel сообщил о том, что компьютерная сеть федерального правительства Германии оказалась взломана китайскими хакерами. Установлено, что взломщики работали с компьютеров, принадлежащих китайской армейской разведке. Китайская сторона отказалась комментировать сообщение, да и во время визита канцлера в Китай об этом инциденте старались не упоминать, однако он стал дополнительной тенью в и без того сложных отношениях ФРГ и КНР.

Борис Альтнер