9/11: керосин или гексоген?

Группа американских архитекторов и инженеров выдвинула новую версию событий 11 сентября 2001 года. По их утверждению, башни-близнецы были разрушены управляемым взрывом, а вовсе не в результате воздушной атаки террористов. Российским экспертам очередная сенсационная версия показалась малоубедительной.

Тайна 11 сентября и спустя шесть лет после трагедии продолжает будоражить умы конспирологов всего мира. Еще сразу после взрывов башен нью-йоркского Всемирного торгового центра и атаки на здание Пентагона многие задавались вопросами: а могли ли едва обученные летчики-«любители» с такой точностью попасть в небоскребы? И как объяснить то, что пролом в стене Пентагона не имеет следов от самолетных крыльев? И причем тут война в Ираке, который к радикальному исламизму никакого отношения не имел? На все эти – и многие другие – вопросы внятных и четких ответов до сих пор не дано.

А заслониться от вопросов не получается. И вот, к шестой годовщине – новый скандал. Большая группа из 130-ти американских архитекторов и инженеров-строителей солидарно высказала версию: башни-близнецы ВТЦ не могли разрушиться от одного лишь самолетного тарана. По крайней мере, они не рухнули бы так быстро. Значит, башни были взорваны. И на вопрос: кем и когда? – инженеры и архитекторы, хоть это вроде бы и не входит в их компетенцию, тоже дают довольно-таки страшный ответ.

По заявлению этих специалистов, распространенному газетой «Indiana Daily Student», сильный пожар, который произошел после столкновения лайнеров с небоскребами, не мог расплавить несущие конструкции зданий, как это утверждает официальное расследование Конгресса США. Разрушение башен ВТЦ началось с вершины (выше места столкновения!) и происходило очень равномерно. Все это выглядело, как снос старого здания при помощи взрывных зарядов. Для этого не требуется много взрывчатки, но ее следует разместить в нужных местах и подорвать в синхронизированной последовательности.

Взрывные устройства, по мнению инженеров, могли быть заключены в жаропрочную оболочку и взорваны дистанционно (радио- или микроволновым сигналом) в нужное время. Даже если бы пожар вывел из строя бомбы в местах столкновения с самолетами, он не смог бы повредить бомбы и ниже, и выше уровня пламени.

Башни-близнецы рухнули за 10-15 секунд, что близко к скорости свободного падения, обращают внимание инженеры. По идее, верхние этажи должны были вдребезги разнести стальные перемычки на всех 85-ти, или около того, этажах нижних уровней. Даже если бы на это уходило по секунде на один этаж, то обрушение заняло бы более минуты. Но в реальности материал верхних этажей обрушился на нижние со скоростью, по меньшей мере, шесть этажей в секунду. Это возможно, только если все структурные элементы нижних 85-ти этажей были полностью уничтожены в момент начала обрушения.

Увы, констатируют авторы доклада, развалины ВТЦ были расчищены с такой быстротой, что никакое детальное изучение стало невозможно. Почти все 300 тыс. тонн стали были срочно проданы нью-йоркским торговцам металлоломом и затем экспортированы в Китай и Южную Корею, где и переплавлены. Правительственный контракт на расчистку завалов и вывоз обломков ВТЦ получила фирма «Controlled Demolition Inc.» («Контролируемое разрушение»), мировой лидер по сносу высотных зданий. Именно эта фирма позаботилась, чтобы остатки ВТЦ были уничтожены без следа.

Архитекторы также обращают внимание на ускользнувший от общественного внимания факт: ВТЦ, принадлежавший администрации нью-йоркского порта, незадолго до терактов 11 сентября был продан Ларри Сильверстайну, видному представителю еврейской общины США. Сделка была заключена 23 июля, всего за семь недель до теракта, с льготным налогообложением и покрывающей стоимость здания и арендную плату страховкой.

Инженеры приходят к выводу: не исключено, что башни-близнецы были заранее сконструированы так, чтобы их можно было, в случае необходимости, разрушить управляемым сносом. Механизм самоуничтожения мог быть встроен в башни ВТЦ изначально, а мог быть добавлен и позже, особенно после теракта в 1993 году. Технически выполнить это было несложно. Достаточно обратиться к услугам компании, специализирующейся на сносе зданий (к той же «Controlled Demolition Inc.»). Такая компания могла с одобрения владельцев (администрации порта Нью-Йорк до июля 2001 года) расположить взрывчатку в нужных местах, чтобы разрушить структурную целостность здания и снести башни именно так, как это и произошло. Согласно данной версии, удары самолетов запустили «страховочный механизм», и соответствующие специалисты были обязаны по команде владельцев ВТЦ или федеральных властей нажать кнопку, которая подорвет заряды и снесет здания, что они и сделали.

Свои выводы авторы основывают на анализе фото- и видеоматериалов, оценке конструктивных особенностей зданий ВТЦ, а также на свидетельствах очевидцев, которые отчетливо слышали взрывы перед обрушением башен.

И, наконец, еще один, крайне щекотливый вопрос. Архитекторы напоминают, что вместе с небоскребами разрушилось стоявшее рядом 47-этажное здание №7. Оно получило повреждения после обрушения северной башни ВТЦ, на трех его этажах был пожар, однако все это, по мнению авторов, никак не могло привести к мгновенному разрушению.

По мнению инженеров и архитекторов, в зданиях Всемирного торгового центра существовала жесткая система контроля и безопасности, поэтому осуществить столь сложное минирование башен террористы вряд ли смогли бы. Но от такого вывода ничуть не становится легче! «Это дает нам основание полагать, что к планированию и осуществлению терактов были причастны структуры из американского правительства», – заявляют авторы доклада. Учитывая их число и авторитет, скандал обещает быть грандиозным.

Между тем, российские эксперты пока не спешат присоединяться к озвученной версии. Так, руководитель научно-технического центра «Взрывоустойчивость» Адольф Мишуев, к которому обратилась «Gazeta.ru», высказал мнение, что горящий авиационный керосин все же мог расплавить стальные опоры небоскребов.

«Механическая энергия самолетов действительно воздействовала локально, а не на все здание. Но решающее воздействие оказало топливо, керосин, 1 кг которого приравнивается к 10 кг тротила, – сказал Мишуев. - Его быстрое выделение при повышенном давлении дало очень много энергии. Именно этот взрыв нарушил несущую способность зданий». Мишуев не склонен преуменьшать и роль пожара в разрушении ВТЦ. «Механическое воздействие, взрыв и огонь – вот три основным причины. Вряд ли имела место детонация. Просто о трагедии с самого начала стали говорить с разными политическими акцентами», – считает он.

«Росбалт» обратился за комментарием к руководителю Центра подготовки специалистов по взрывобезопасности Российской инженерной академии Сергею Клиновицкому. Он также считает версию о «контролируемом сносе» двух башен малоправдоподобной.

«Чтобы разрушить здание, подобное нью-йоркским небоскребам, необходимо заложить взрывчатку на одном уровне под каждую из опорных конструкций и подорвать эти заряды синхронизированно, - отметил Клиновицкий. – Сделать это крайне сложно, практически невозможно». Эксперт склоняется к мнению, что башни ВТЦ обрушились в результате тарана самолетов. «Они врезались в здания примерно на одной и той же высоте. Значит, пилоты прошли инструктаж и отлично знали, куда именно следует направлять лайнер», - подчеркнул Клиновицкий.

Леонид Смирнов