Posted 18 сентября 2007,, 08:34

Published 18 сентября 2007,, 08:34

Modified 2 апреля, 00:47

Updated 2 апреля, 00:47

"Введение ПРО может лишь пришпорить гонку вооружений"

18 сентября 2007, 08:34
О том, насколько американская инициатива разместить элементы ПРО в Европе соответствует российским опасениям, и почему Азербайджан лучше Чехии с Польшей, в эксклюзивном интервью «Росбалту» рассказал немецкий эксперт по системам ПРО Гетц Неунек.

Сегодня эксперты из США, России и Азербайджана посетят Габалинскую РЛС, использование которой в качестве альтернативы странам Восточной Европы предложил президент России Владимир Путин во время саммита G8 этим летом. О том, насколько американская инициатива разместить элементы ПРО в Европе соответствует российским опасениям, и почему Азербайджан лучше Чехии с Польшей, в эксклюзивном интервью «Росбалту» рассказал немецкий эксперт по системам ПРО, проводящий в настоящий момент независимую экспертизу элементов американской системы для Европарламента, ведущий сотрудник Института по исселедованию мира и политики безопасности при Гамбургском университете, физик Гетц Неунек.


- Американская система ПРО в Европе – что это значит на практике?

- Согласно тому, что предусматривает финансирование программы, разработанной администрацией Буша, речь идет о разработке, создании и размещении третьего позиционного района американской системы противоракетной обороны. Планируемая система ПРО наземного базирования для перехвата целей в середине траектории (Ground-Based Midcourse Defense) призвана защищать американские войска, расположенные в Европе, друзей и союзников США, а так же американскую территорию от угроз, связанных с ракетами дальнего действия. Технически система подразумевает размещение базы ракет-перехватчиков в Польше, стационарного радара в Чехии и передвижного радара (так называемого радара передового базирования), который будет расположен ближе к Ближнему Востоку. Всего в Польше будет размещено 10 перехватчиков шахтного базирования.

В целом, идея американской комплексной многоуровневой системы ПРО заключается в использовании баллистических ракет на всех стадиях полета. Однако у Конгресса США по-прежнему есть сомнения относительно рациональности и эффективности этой системы, в результате чего часть финансирования была урезана.

- Насколько эта система отличается от других систем ПРО?

- В принципе, данная система ПРО наземного базирования для перехвата целей в середине траектории способна перехватывать баллистические ракеты дальнего действия. Помимо этой системы шесть других находятся в стадии планирования и тестирования. Некоторые из них могут перехватывать также ракеты средней и малой дальности, которые могут атаковать вооруженные силы или города. Однако у этих систем район прикрывания значительно меньше. Некоторые из них являются передвижными системами морского базирования, как, например, система Aegis BMD, призванная защищать порты. Есть система с высокоэнергетическим лазером на борту "Боинга-747", которая должна будет поражать ракеты на этапе набора высоты. Все эти системы, однако, должны быть оснащены радарами слежения и размещенным в космосе компонентом раннего предупреждения.

- Вы занимаетесь экспертизой данной системы для Европарламента. Как вы оцениваете ее эффективность в деле перехвата иранских или северокорейских ракет?

- Если система сработает без сбоя, то она способна перехватить одну или две ракеты, находящиеся в полете. Но что если Тегеран или Пхеньян решит выпустить больше, чем одну? Дело в том, что данные системы легко сбить с толку многочисленными ракетами или так называемыми контрмерами вроде макетов, на которые радары реагируют как на настоящие.

Вместе с тем, ни у Ирана, ни у Северной Кореи нет межконтинентальных ракет, которые могли бы быть угрозой для США. Если бы таковые были, то для их сдерживания Америка бы уже давно использовала бы свой внушительный ядерный потенциал.

- Считаете ли вы логичным выбор Польши или Чехии в качестве стран для размещения элементов системы ПРО?

- Нет, поскольку я не думаю, что этим странам угрожают упомянутые США Иран или Северная Корея. Эти страны идут на это не для защиты от Тегерана или Пхеньяна, они полагают, что таким образом могут укрепить свои трансатлантические связи с США. К тому же для них размещение военного объекта США стратегического значения на своей территории – это дополнительная гарантия их безопасности от России.

- Россия же, в свою очередь, категорически против данной системы, видя в ней угрозу своей безопасности. Как вы считаете, у нее на это есть причины?

- Радар X-Band, размещенный в Чехии, безусловно, сможет отслеживать российские стратегические ракеты в полете и ракетные испытания. Но десять перехватчиков не являются реальной угрозой для российского стратегического ядерного потенциала.

Однако у России нет никакой гарантии, что США не увеличит это число в будущем. Если в течение следующего десятилетия Россия будет продолжать сокращать свой стратегический ядерный потенциал, то спустя 10 лет американская система ПРО в Европе может превратиться для нее в серьезную проблему. Я понимаю, почему российские представители видят в этой системе провокацию.

- Тот факт, что американская система ПРО в Европе является угрозой для России было недавно доказано профессором Массачусетского технологогического университета Теодором Постолом. Знакомы ли вы с его исследованием и, если да, то что вы о нем думаете?

- Теодор Постол является ученым с мировым именем. Его выводы относительно американских систем ПРО всегда были верными, однако политический истэблишмент часто их игнорировал. Это типичный случай, когд политика противоречит законам физики. Для НАТО и других организаций и правительств было бы исключительно полезно ознакомиться с результатами исследования Постола. Я в курсе его изысканий, и в настоящий момент мы их изучаем.

- Может ли азербайджанская Габалинская радиолокационная станция стать альтернативным местом для размещения системы ПРО?

- Безусловно, да. Совместная радарная станция позволит создать эффективную систему предупреждения как для Запада, так и для России, которой также могут угрожать баллистические ракеты с Юга. Если бы я был президентом США, то я бы принял предложение президента Путина, потому что использование Габалинской РЛС позволяет идентифицировать ракетные угрозы, исходящие с Ближнего Востока.

- Какие, по вашему мнению, достоинства и недостатки у Габалинской РЛС?

- Основное достоинство заключается в ее расположении – радар не сможет следить за территорией России из-за естественной преграды, которой являются Кавказские горы. Недостатком этой станции для США является то, что радар будет полностью под контролем россиян, которые смогут включать и выключать его.

- Каково ваше личное мнение, как жителя Европы и ученого, о данной американской инициативе?

- Я понимаю, что США хотят снизить вероятность атаки ракетами, оснащенными ядерными боеголовками. Однако я думаю, то есть более эффективные и надежные способы избавиться от этой угрозы. Так, ближневосточная зона, свободная от ядерного оружия, могла бы стать более надежным выходом, чем вызывающая сомнения и ненадежная система ПРО, которая может стать неэффективной в случае атаки несколькими ракетами или макетами. Ее введение может только пришпорить гонку вооружений.

Беседовала Юлия Нетесова