Широкая колея заживет на широкую ногу (видео)

В России полным ходом идет обновление железнодорожного парка. Это подтвердил международный салон "Экспо-1520", открывшийся в подмосковной Щербинке. На выставке представлены новейшие отечественные локомотивы, лучшие образцы комфортабельных пассажирских и вместительных грузовых вагонов, а также новинки украинских конкурентов.

В России пошло обновление железнодорожного парка. Констатация этого факта - не банальность. У железнодорожного машиностроения в РФ была совсем иная судьба, нежели у автомобильного. Журналисты, плотно работавшие со статистикой, хорошо помнят, как в ельцинские времена автопром знай наращивал обороты даже в самые худшие годы. А где-то на обочине статотчета, после многих десятков тысяч легковушек и тысяч грузовиков с автобусами, было написано, скажем: "Локомотивов магистральных (секций) - 4", что значит, два нормальных электровоза по две секции. Или так: "В июле произведен 1 магистральный электровоз". И так из месяца в месяц.

А поскольку поезда все-таки ходили, возникал резонный вопрос: не ждет ли нас коллапс железных дорог, когда все это старье износится? Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин признал, что вопрос этот вставал и перед высокими железнодорожными начальниками, в том числе и на заре путинской эпохи.

Однако речь Якунина с этим признанием была произнесена в среду на открытии международного салона железнодорожной техники "Экспо-1520", каковой и призван опровергнуть страхи недавнего прошлого. И, надо признать, опровергнуть удалось. Цифра 1520 означает российскую колею в 1520 мм, и колея эта сегодня не бедна новинками. На путях испытательного полигона ВНИИ железнодорожного транспорта на южной границе Москвы, в Щербинке перед общественностью предстал полный модельный ряд отечественных локомотивов, образцы комфортабельных пассажирских и поместительных грузовых вагонов, плюс весьма любопытные новинки украинских конкурентов.

И все это начинает производиться, что называется, "идет в серию". Для вящей наглядности в Щербинке Якунин публично подписал контракты с "Уралвагонзаводом" на закупку грузовых полувагонов и с "Трансмашхолдингом" на поставки локомотивов. Всего в ближайшие три года будет закуплено около 40 тыс. грузовых вагонов, а также 109 грузовых электровозов переменного тока Э5К и 178 пассажирских электровозов постоянного тока ЭП2К. Стоимость вагонного контракта - 68 млрд рублей, локомотивного - более 13 млрд.

%%VIDEO=116%%

Распределение новых машин по видам тока имеет свое объяснение. В грузовом движении, надо в первую очередь укреплять Транссиб, работающий на переменном токе (кстати, из трех секций Э5К составляется мощный "Ермак", которому никакие крутые подъемы не страшны). А в движении пассажирском наиболее "аховая" ситуация в российском центре, где господствует постоянный ток, и где дорабатывает еще немало чешских электровозов ЧС2 60-х годов. Да и петербургский ход, с машинами ЧС2т 70-х годов, тоже надо подстраховать.

Вообще, развал СССР и СЭВ озадачил железнодорожников капитально. Именно чехи делали для нас все пассажирские электровозы и львиную долю маневровых тепловозов (также как рижане обеспечивали весь Союз электричками, а Украина - магистральными тепловозами). Но теперь всему этому нашлась замена. Импозантен и брянский маневровый, в котором наконец-то установлены два пульта управления в одной кабине - для движения вперед и назад. Впрочем, украинцы поступили еще интереснее: они капитально отремонтировали чешский ЧМЭ3, вставили в него новый американский дизель "Катерпиллер", который занимает меньше места, и сильно понизили рост тепловоза, кроме кабины.

Так что будем конкурировать. С уважением отозвался об украинцах и Владимир Якунин. В своей речи он отметил, что в пассажирских вагонах российского производства почему-то нет розеток для зарядки мобильных телефонов, - а в новых украинских есть. А уж как туристу хочется из поезда домой-то позвонить. "Мама, я еду! Все, у меня мобильник сел".

А если серьезно, то к 2015 году железнодорожникам предстоит закупить около 300 тыс. грузовых и 10 тыс. пассажирских вагонов, около 5 тыс. локомотивов, и ликвидировать дефицит подвижного состава. А к 2030 году - полностью обновить существующий парк.

Как разъяснил вице-президент - главный инженер ОАО "РЖД" Валентин Гапанович, в обновлении российского подвижного состава прослеживаются три этапа. В последние несколько лет, выбиваясь из бедности 90-х годов, железнодорожники увлеклись "модернизацей" существующих машин - капитальным ремонтом с изменением внешнего вида и внутренностей. Так, на московском узле модернизировали почти все ЧС2. Теперь наступил этап создания новых машин "переходного периода", к каковым относится выставленное в салоне.

Но впереди - подвижной состав будущего. Это и электровозы двойного питания - на постоянном и переменном токе (ЭП20 обещали сдать к концу 2008 года). И двухэтажные пассажирские вагоны. И автоведение поездов с использованием систем ГЛОНАСС и GPS. И вообще, "снижение трудоемкости техобслуживания в 10 раз". Железнодорожники прекрасно понимают, что демографическая ситуация становится жесткой, - сцепщиков, стрелочников и смазчиков хватать не будет.

Среди новинок ближайшего будущего - и алюминиевые кузова, в том числе и в грузовом движении. Алюминиевый полувагон с несущим кузовом - вообще без хребтовой балки! - на экспозиции присутствовать не смог по уважительной причине. "Он у нас превосходно откатал 50 тыс. километров по кольцу с нагрузкой в 85 тонн и сейчас на Новорязанской ГрЭС ему обеспечивают 50 циклов опрокидывания, - рассказал Гапанович. - Такого еще нигде не было. Дороже обычного стального полувагона на 25%, но грузоподъемность выше на 8 тонн, - при перевозке больших объемов сыпучих грузов он окупится очень быстро".

%%VIDEO=117%%

Выступал же Гапанович в ходе салона на конференции недавно созданного Некоммерческого партнерства "Объединение производителей железнодорожной техники", к которому, по его информации, присоединились уже более ста предприятий. И присматриваются все новые, в том числе и за пределами колеи в 1520 мм.

Почетным гостем салона стал президент французского гиганта Alstom - мирового производителя высокоскоростных поездов - Филипп Мелье. Он всячески приветствовал расширение сотрудничества с Россией. Ибо, хотя для высокоскоростного движения в нашей стране еще нет ни подвижного состава, ни пути, - но есть непоколебимое желание железнодорожников это движение организовать. А это, в конце концов, главное.

Леонид Смирнов