Posted 21 сентября 2007,, 08:38
Published 21 сентября 2007,, 08:38
Modified 31 января, 23:15
Updated 31 января, 23:15
В пресс-центре Донской государственной публичной библиотеки состоялась презентация проекта ИА "Росбалт" – "Лица России" и круглый стол с участием полномочных представителей субъектов РФ в Ростовской области и представителями национальных диаспор. Проект объединил журналистов ИА "Росбалт", кинодокументалистов, ученых Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и других ведущих российских гуманитарных научных и музейных центров, включая Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге. "Наш проект - это рассказ о главном богатстве России - культуре населяющих ее народов, это рассказ о великой стране, об уникальной российской цивилизации, важнейшей особенностью которой, несмотря на весь трагизм нашей истории, является бережное отношение к национальным культурам, уникальная способность жить вместе, оставаясь разными" (Ефим Резван, Наталия Черкесова).
Глобализация приобретает характер вестернизации, американизации стран и народов. В возникающей информационной среде, как отмечают психологи, психиатры, социологи разных стран, происходит массовый кризис идентичности, способности человека к самоидентификации в качестве представителя национальной группы или государственного образования, происходит обезличивание человека, потеря им духовных, мировоззренческих ориентиров" - так сами создатели проекта "Лица России" характеризуют данный аспект мирового кризиса.
Этот аспект можно выразить как пересмотр идеи национального государства и сомнение в его функциональности. "Национальное государство есть фундаментальная часть капиталистической парадигмы и поэтому не пользуется доверием в информационном обществе, в котором общение строится вокруг племенной общности и субкультур, основанных на совершенно других принципах. Люди больше не готовы приносить свои жизни на алтарь нации. Мечта о бескровной войне, так лелеемая при позднем капитализме (война в Заливе, конфликт в Косово), должна поэтому рассматриваться как прямой результат политического мнения, согласно которому защита нации или демократии более не стоит жертв. Разница между голливудскими боевиками и пост-модернистской войной неразличима. Война приемлема, только когда сведена до уровня видеоигры с предопределенной победой "хороших парней". Нация, таким образом, низводится до сценической декорации" (А.Бард).
Всю совокупность этих проблем предельно ясно озвучил в своем докладе ректор Восточно-Европейского института психоанализа, президент Национальной федерации психоанализа, доктор психологических наук Михаил Решетников: "Почти все мы живем в многонациональных сообществах, где (несмотря на заметные всем экономические успехи) одновременно существует очень много людей, чьи представления о социальной справедливости подверглись большим испытаниям. Эти люди хранят в себе и давние исторические, и совсем недавние психические травмы и обиды, которые не были отреагированы и (следовательно) - остаются активно действующими. Это касается и титульных наций, и всех остальных. Никакой социальной терапии в этом направлении не проводилось и не проводится, в том числе в особо нуждающихся в ней посттоталитарных обществах. Многие питают иллюзорные надежды на не выдержавшую проверку временем идею "плавильного котла" и иные подобные теории, а националистические настроения растут во всем мире. На фоне безбожного и безыдейного пространства европейской культуры можно высказать предположение, что национальная идентификация - это последняя форма идентификации, когда уже больше нечем гордиться и нет никаких объединяющих идей".
Меняющийся мир на стыке парадигм - очень популярная тема тревожных исследований последних лет. Глобальные изменения пронизывают весь спектр человеческого бытия - от национальных и государственных образований, с их неизбежной трансформацией, до личностного кризиса с его нарастающим конфликтом между "Я" и окружающим миром. "Мы вошли или входим в новую эпоху, о которой было много предсказаний, и многие считали, что это будет гуманитарная эпоха. Не разделяю этих ожиданий, и думаю, что она будет скорее технократически-информационной, с опорой на прагматизм и силу, а не на гуманизм. Более того, думаю, что она уже почти такая. При этом прошлые достижения в сфере духовной жизни будут чем-то замещаться. Пока можно только предполагать чем. Но совершенно очевидно, что наши прежние духовные ценности не могут быть переведены на язык технических систем и уже поэтому чужды современной эпохе. При этом одновременно с кризисом гуманитарных идей будут ставиться под сомнение традиционные понятия смысла жизни (откуда проистекает рост суицидов), а также - духовные ценности и вера. Поэтому вслед за модификацией поведения людей, скорее всего, начнется (точнее - уже началась) модификация действующих форм государственной власти практически во всех (самых демократичных) странах" (из доклада Решетникова "Апеллируя к реальности" (психоанализ современности)).
"Электронные СМИ предоставили даже лучшие возможности, чтобы языки заговорили. Печатное слово требует все же некоторого уровня образования для понимания, тогда как радио можно просто включить и слушать. Это дало пропагандистам всех мастей неслыханные ранее возможности по проникновению буквально в каждый дом. Кино, а за ним и телевидение, позволили общаться напрямую с помощью образов. Для любого, кто потребляет образы, застывшие или в движении, точка зрения и действие определены автором образа. Это приводит к тому, что критик и философ Уолтер Бенджамин называет "бессознательным зрением", возможности для камеры обойти стороной того цензора у нас в голове, который вступает в дело, когда мы воспринимаем послание через абстракцию слов. То есть это канал прямого доступа в нашу личную "фабрику грез", где живут невысказанные желания и страхи" (Бард). Я вспомнил, как пожилые аварцы сетовали на агрессивное и разрушительное по отношению к культурному наследию народа проникновение новой медиа-ментальности. Это, отчасти, объясняет попытку сделать телевещание, во многих кавказских республиках, национально ориентированным.
В связи с этим важная часть программы "Лица России" - видеопроет, "представляющий короткие рассказы о каждом из народов России, честная попытка взглянуть на мир глазами простого человека, живущего в тайге или горах, в пустыне или тундре" (Резван, Черкесова). Возврат к первоистокам телевидения, через подобные просветительские формы, на мой взгляд, необходим сейчас особенно остро. Это живые свидетельства о мирах, где "простые человеческие ценности" еще определяют мировоззрение целых народов.
Сегодня ИА «Росбалт» презентует выставку «Лица России» в Архангельске. Мероприятие пройдет в рамках празднования 70-летия Архангельской области. Одновременно агентство проведет круглый стол по теме «Жить вместе, оставаясь разными», посвященный вопросам межнациональных отношений, диалогу между национальными диаспорами и развитию толерантности в регионе.
Ожидается, что на круглом столе выступят вице-спикер Государственной думы РФ Артур Чилингаров, депутат Госдумы Владимир Крупчак, заместитель главы администрации Архангельской области Михаил Ситкин, представители национальных диаспор региона, журналисты.
Олег Гапонов для ИА "Росбалт-Юг"