Posted 21 сентября 2007,, 08:38

Published 21 сентября 2007,, 08:38

Modified 31 января, 23:15

Updated 31 января, 23:15

"Лица России" в Ростове-на-Дону

21 сентября 2007, 08:38
В пресс-центре Донской государственной публичной библиотеки 14 сентября состоялась презентация проекта ИА "Росбалт" – "Лица России" и круглый стол с участием полномочных представителей субъектов РФ в Ростовской области и представителями национальных диаспор.

В пресс-центре Донской государственной публичной библиотеки состоялась презентация проекта ИА "Росбалт" – "Лица России" и круглый стол с участием полномочных представителей субъектов РФ в Ростовской области и представителями национальных диаспор. Проект объединил журналистов ИА "Росбалт", кинодокументалистов, ученых Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и других ведущих российских гуманитарных научных и музейных центров, включая Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге. "Наш проект - это рассказ о главном богатстве России - культуре населяющих ее народов, это рассказ о великой стране, об уникальной российской цивилизации, важнейшей особенностью которой, несмотря на весь трагизм нашей истории, является бережное отношение к национальным культурам, уникальная способность жить вместе, оставаясь разными" (Ефим Резван, Наталия Черкесова).

Важность проекта очевидна, когда такие вызовы, как кризис национальной самоидентификации, угроза исчезновения традиционных обществ, перспектива их растворения в глобальном универсализме стали проблемами постистории. "Переход мира к глобальной экономике связывают с повсеместным наступлением идеологии, основанной на принципах ультралиберализации и свободы рыночных отношений. На практике глобализация означает фактически трансформацию значительной части мира в Pax Americana со стандартизированным образом и идеалами жизни, формами политической самоорганизации общества, типом массовой культуры, жизненными ценностями.

Глобализация приобретает характер вестернизации, американизации стран и народов. В возникающей информационной среде, как отмечают психологи, психиатры, социологи разных стран, происходит массовый кризис идентичности, способности человека к самоидентификации в качестве представителя национальной группы или государственного образования, происходит обезличивание человека, потеря им духовных, мировоззренческих ориентиров" - так сами создатели проекта "Лица России" характеризуют данный аспект мирового кризиса.

Этот аспект можно выразить как пересмотр идеи национального государства и сомнение в его функциональности. "Национальное государство есть фундаментальная часть капиталистической парадигмы и поэтому не пользуется доверием в информационном обществе, в котором общение строится вокруг племенной общности и субкультур, основанных на совершенно других принципах. Люди больше не готовы приносить свои жизни на алтарь нации. Мечта о бескровной войне, так лелеемая при позднем капитализме (война в Заливе, конфликт в Косово), должна поэтому рассматриваться как прямой результат политического мнения, согласно которому защита нации или демократии более не стоит жертв. Разница между голливудскими боевиками и пост-модернистской войной неразличима. Война приемлема, только когда сведена до уровня видеоигры с предопределенной победой "хороших парней". Нация, таким образом, низводится до сценической декорации" (А.Бард).

Всю совокупность этих проблем предельно ясно озвучил в своем докладе ректор Восточно-Европейского института психоанализа, президент Национальной федерации психоанализа, доктор психологических наук Михаил Решетников: "Почти все мы живем в многонациональных сообществах, где (несмотря на заметные всем экономические успехи) одновременно существует очень много людей, чьи представления о социальной справедливости подверглись большим испытаниям. Эти люди хранят в себе и давние исторические, и совсем недавние психические травмы и обиды, которые не были отреагированы и (следовательно) - остаются активно действующими. Это касается и титульных наций, и всех остальных. Никакой социальной терапии в этом направлении не проводилось и не проводится, в том числе в особо нуждающихся в ней посттоталитарных обществах. Многие питают иллюзорные надежды на не выдержавшую проверку временем идею "плавильного котла" и иные подобные теории, а националистические настроения растут во всем мире. На фоне безбожного и безыдейного пространства европейской культуры можно высказать предположение, что национальная идентификация - это последняя форма идентификации, когда уже больше нечем гордиться и нет никаких объединяющих идей".

Меняющийся мир на стыке парадигм - очень популярная тема тревожных исследований последних лет. Глобальные изменения пронизывают весь спектр человеческого бытия - от национальных и государственных образований, с их неизбежной трансформацией, до личностного кризиса с его нарастающим конфликтом между "Я" и окружающим миром. "Мы вошли или входим в новую эпоху, о которой было много предсказаний, и многие считали, что это будет гуманитарная эпоха. Не разделяю этих ожиданий, и думаю, что она будет скорее технократически-информационной, с опорой на прагматизм и силу, а не на гуманизм. Более того, думаю, что она уже почти такая. При этом прошлые достижения в сфере духовной жизни будут чем-то замещаться. Пока можно только предполагать чем. Но совершенно очевидно, что наши прежние духовные ценности не могут быть переведены на язык технических систем и уже поэтому чужды современной эпохе. При этом одновременно с кризисом гуманитарных идей будут ставиться под сомнение традиционные понятия смысла жизни (откуда проистекает рост суицидов), а также - духовные ценности и вера. Поэтому вслед за модификацией поведения людей, скорее всего, начнется (точнее - уже началась) модификация действующих форм государственной власти практически во всех (самых демократичных) странах" (из доклада Решетникова "Апеллируя к реальности" (психоанализ современности)).

Уже нет сомнений, что традиционные общества и национальные культуры, несмотря на многообразие, при таком одностороннем развитии современного мира (скорее напоминающего регресс) могут навсегда "застыть" в прошлом и уйти вместе с "возрастными группами" их носителей. И это, возможно, будет самой большой и трагической утратой. И роль новой эстетики масс-медиа, как стирающего ластика, для традиционных культурных образований очевидна. "Мы все чаще прибегаем к высокому слогу при описании современной действительности и все чаще снисходительны к злу. Это звучит не очень убедительно, но давайте повнимательнее всмотримся в лицо современного кинематографа, который удовлетворяет наши эстетические потребности. К тем, кто, отвергая идентификацию с насилием, будет отрицать победное шествие эстетики зла по всем каналам СМИ, возникает второй вопрос: откуда такая потребность в идентификации с жертвой? Мы последовательно психопатологизируем общество, а затем пытаемся улучшить его законодательным путем, провоцируя еще большее углубление конфликта" (из доклада Решетникова "Апеллируя к реальности" (психоанализ современности)). Вытеснение традиционных ценностей из медийного мира визуальных образов обусловлено тем, что чисто манипулятивный принцип вещания практически вытеснил просветительский.

"Электронные СМИ предоставили даже лучшие возможности, чтобы языки заговорили. Печатное слово требует все же некоторого уровня образования для понимания, тогда как радио можно просто включить и слушать. Это дало пропагандистам всех мастей неслыханные ранее возможности по проникновению буквально в каждый дом. Кино, а за ним и телевидение, позволили общаться напрямую с помощью образов. Для любого, кто потребляет образы, застывшие или в движении, точка зрения и действие определены автором образа. Это приводит к тому, что критик и философ Уолтер Бенджамин называет "бессознательным зрением", возможности для камеры обойти стороной того цензора у нас в голове, который вступает в дело, когда мы воспринимаем послание через абстракцию слов. То есть это канал прямого доступа в нашу личную "фабрику грез", где живут невысказанные желания и страхи" (Бард). Я вспомнил, как пожилые аварцы сетовали на агрессивное и разрушительное по отношению к культурному наследию народа проникновение новой медиа-ментальности. Это, отчасти, объясняет попытку сделать телевещание, во многих кавказских республиках, национально ориентированным.

В связи с этим важная часть программы "Лица России" - видеопроет, "представляющий короткие рассказы о каждом из народов России, честная попытка взглянуть на мир глазами простого человека, живущего в тайге или горах, в пустыне или тундре" (Резван, Черкесова). Возврат к первоистокам телевидения, через подобные просветительские формы, на мой взгляд, необходим сейчас особенно остро. Это живые свидетельства о мирах, где "простые человеческие ценности" еще определяют мировоззрение целых народов.

Сегодня ИА «Росбалт» презентует выставку «Лица России» в Архангельске. Мероприятие пройдет в рамках празднования 70-летия Архангельской области. Одновременно агентство проведет круглый стол по теме «Жить вместе, оставаясь разными», посвященный вопросам межнациональных отношений, диалогу между национальными диаспорами и развитию толерантности в регионе.

Ожидается, что на круглом столе выступят вице-спикер Государственной думы РФ Артур Чилингаров, депутат Госдумы Владимир Крупчак, заместитель главы администрации Архангельской области Михаил Ситкин, представители национальных диаспор региона, журналисты.

Олег Гапонов для ИА "Росбалт-Юг"