Posted 28 сентября 2007,, 20:06

Published 28 сентября 2007,, 20:06

Modified 2 апреля, 00:39

Updated 2 апреля, 00:39

Честный бюргер против хитрых янки и коварных галлов

28 сентября 2007, 20:06
Вашингтон и Париж – непримиримые противники Ирана – ратуют за введение очередных санкций против Тегерана. Но на самом деле и американские, и французские корпорации давно и успешно обходят любые запретительные меры, продолжая работать в Иране. Германии надоело это лицемерие, и на Генассамблее ООН она намерена представить солидное досье о «двойных стандартах» США и Франции.

Пока на полях ООН идут пересуды о готовящемся третьем раунде санкций в отношении Ирана, за которые настойчиво выступают США и Франция, Германия стала не менее настойчиво обвинять Вашингтон и Париж в лицемерии. По Берлину, у американской и французской политики в отношении Ирана в очередной раз оказалось «двойное дно».

Идея санкций заключается в том, чтобы через ограничение торговли оказывать на Иран давление с помощью экономической изоляции. Но, исходя из данных, скрупулезно собранных экономическим департаментом МИД Германии, главные «обвинители» Тегерана являются первыми же нарушителями данного правила. Получается как в «теории о мировом гегемоне», согласно которой для стабильности мира достаточно одного гегемона, который установит правила игры и будет наказывать тех, кто их нарушает. Однако стабильность, согласно этой же теории, разваливается как карточный домик в том случае, если сам гегемон становится нарушителем – его-то наказывать некому.

Вопрос обхода Францией и США лоббируемых ими же санкций, как сообщил немецкий Spiegel Online, собирается поднять немецкий министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер на встрече «шестерки» по Ирану, которая состоится на «полях» Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Германия в принципе выступает против дополнительных санкций. И на этот раз позиция Берлина будет подкреплена солидным досье, которое подтвердит лицемерность американской и французской политики и бессмысленность новых санкций.

Согласно собранным немцами фактам, недалеко от Тегерана по-прежнему продолжает работать завод французского Peugeot. А такие автомобильные, энергетические и финансовые компании Франции, как Renault, Total, BNP Paribas and Societé Générale, по немецким данным, даже и не думают снижать уровень сотрудничества с Ираном. Германия же, в отличие от своего европейского соседа, пошла на радикальное снижение экспорта, и в результате потеряла часть прибыли и свою долю рынка в Иране.

Но если французы просто не ушли из Ирана, то «непримиримые» американцы придумали более изощренные способы торговли - через фирмы-прикрытия, зарегистрированные в Дубаи. Несколько иранских бизнесменов, пожелавших остаться неназванными, подтвердили «Росбалту» факт того, что США и Франция продолжают торговое сотрудничество с Исламской республикой.

«Здесь, однако, не все так просто», - пояснил корреспонденту «Росбалта» глава программы по внешней и оборонной политике Европы Немецкого совета по международным отношениям Хеннинг Рикке. «Проблема заключается в том, что как бы ни хотелось политическому руководству США и Франции, они не могут заставить экономический сектор следовать их указаниям, то есть в данном случае прекратить или сократить сотрудничество с Ираном», - пояснил он. «Инвестиции Франции в автомобильную отрасль формально не являются чем-то нелегальным», - добавил он, обратив внимание на то, что в США помимо санкций ООН есть еще и собственный режим санкций, который не распространяется на другие страны. «Американские же компании, создавая «ширмы» в Дубаи, действительно обходят санкции, введенные их собственной страной», - заявил Рикке.

По мнению эксперта, все это, безусловно, размывает дипломатические достижения и подчеркивает весьма относительную эффективность режима санкций. «Германия, действительно, сократила свое присутствие в Иране, но нельзя сказать, что немцы – молодцы, а французы и американцы – нет. Можно сказать, что если сложится такая ситуация, в которой Германия будет в состоянии контролировать свои компании на иранском рынке в ущерб себе, а ее партнеры - нет, то нам это вовсе невыгодно. Именно поэтому Германия выбрала «оборонительную» дипломатию, которая направлена на то, чтобы соблюдать режим санкций, но и одновременно защитить свои собственные интересы», - резюмировал эксперт.

Не секрет, что введенные санкции наносят в первую очередь удар по людям, не имеющим отношения к ядерной индустрии. Сворачивание деятельности иностранных банков в Иране значительно осложнило работу бизнесменов, которые теперь вынуждены вывозить наличность в Афганистан, чтобы уже оттуда осуществлять переводы в иностранной валюте. Также сложнее стало открыть новый бизнес, компании стараются скрывать свое иранское происхождение и вынуждены из-за этого платить большие ставки по кредитам. Часть бизнеса вывозится в Дубаи, как это было в свое время с сербским бизнесом, вывезенным в Россию, что приводит к росту безработицы в стране. Страдают даже университеты, которые вынуждены ждать доставки оборудования десять недель вместо обычных двух.

На все это Тегеран реагирует по-разному. Президент Ахмадинежад, которого все больше критикуют внутри страны за обострение отношений с Западом, продолжает действовать в своем обычном стиле, обличая США и братаясь с Уго Чавесом. Газета «Кайхан», близкая к аятолле Хаменеи, заявила, что Иран не раскрыл все свои ядерные карты МАГАТЭ и что у Запада нет полной информации о всех ядерных объектах. Правительство же Ирана старается добиться появления не западных банков в Иране с тем, чтобы они заполнили возникший вакуум. А Национальная иранская нефтяная компания объявила о переводе всех японских контрактов с доллара на иену. Это приведет к тому, что 70% иранской нефти будет продаваться не за доллары. Менеджеры компании заявляют, что в условиях санкций нефть стала основным источников доходов для страны, и для того чтобы максимизировать прибыль, они вынуждены отказаться от доллара, который продолжает падать.

Юлия Нетесова