До свиданья, «Комплимент»!

На Дону прошел Международный театральный фестиваль «Комплимент». Спектакли игрались на двух площадках – в Новочеркасском казачьем драматическом театре им. Комиссаржевской и на сцене Ростовской областной организации Союза театральных деятелей.

II Международный театральный фестиваль «Комплимент» завершился воскресным вечером 23 сентября. За десять дней на Дону несколько раз менялась погода, то пугая гостей из южных республик по-осеннему серыми и промозглыми рассветами, то радуя чистым голубым небом и теплыми степными ветрами. Под стать погоде несколько раз менялось настроение жюри, которое осчастливливало одних, раздавая обильные похвалы, и огорчало других, с ног до головы окатывая ледяным потоком суровой, а подчас безжалостной критики. Но неизменным оставалось одно: интерес публики к театру. Спектакли в этот раз игрались параллельно на двух площадках – в Новочеркасском казачьем драматическом театре имени Комиссаржевской и на сцене Ростовской областной организации Союза театральных деятелей.

В Новочеркасске на каждом спектакле был не просто аншлаг. В театре в эти дни невозможно было найти ни одного свободного стула, потому что зрители сидели в проходах. На сцене СТД ситуация была иной. Причин тому несколько. Во-первых, в здании Ростовского драматического театра имени Горького идет ремонт. Во-вторых, ростовская публика не имела практически никакой информации о предстоящем театральном празднике, к тому же второй день фестиваля выпал на 15 сентября, когда в южной столице праздновали День города. Однако вопреки всему ни один спектакль не был сыгран при пустом зале.

Этот факт является неоспоримым аргументом в пользу того, что подобные фестивали всем нам жизненно необходимы. А вот вопрос, почему это так, требует более пространного ответа.

Идея фестиваля «Комплимент» принадлежит художественному руководителю Новочеркасского казачьего драматического театра им. Комиссаржевской Леониду Шатохину, который в среде служителей Мельпомены является неформальным лидером руководителей театров малых городов. Фестиваль был задуман для того, чтобы театры, которые столичные снобы презрительно именуют «провинциальными», получили собственное, независимое от Москвы культурное пространство.

Что греха таить, тяжелые материальные проблемы последних пятнадцати лет больно ударили по тем, кто связал свою жизнь со сценическим искусством. В Ростовской области, благодаря энергичным действиям губернатора Чуба, ситуация относительно благополучная, хотя и далекая от идеальной. Но в некоторых регионах дела обстоят куда хуже. К тому же на Северном Кавказе на весь этот ворох проблем накладывается непростая политическая ситуация. А между тем зрители, артисты, режиссеры и художники давно соскучились друг по другу. Они все от души тоскуют по тем временам, когда можно было спокойно ездить в гости, обмениваться впечатлениями и стимулировать таким образом свой творческий рост. Ведь как сказал на одной из пресс-конференций Шатохин, «фестиваль нужен всем нам хотя бы для того, чтобы понять степень собственного несовершенства».

Авторитет «Комплимента» значительно вырос за два года, которые прошли со времени первого фестиваля. С 14 по 23 сентября в двух городах сыграли более двадцати спектаклей. Причем в Новочеркасске некоторые театры выходили на сцену по два раза в день, чтобы постановки смогли увидеть все желающие.

Всего же о своем участии в фестивале заявили шестнадцать театров. На Дон удалось приехать только тринадцати. Абхазский государственный театр им. Самсона Чанба, Государственный театр одного актера из города Волгограда и Русский государственный музыкально-драматический театр «Современник» Республики Ингушетия не смогли принять участие во втором «Комплименте» по разным причинам. Но, несмотря на это, география была представлена достаточно широко.

Во-первых, фестиваль, задуманный как северокавказский, значительно шагнул далеко на север. Нам всем удалось увидеть коллективы из Тольятти и Мичуринска. Во-вторых, участие в фестивале Государственного русского театра драмы Республики Абхазия придало второму «Комплименту» статус международного.

Еще в Ростове и в Новочеркасске встречали гостей из Нальчика и Элисты, Волгограда и Таганрога, Владикавказа и Грозного, Новороссийска и Туапсе. В общем, мероприятие вышло масштабным и представительным.

Конечно, театральные фестивали требуют значительных затрат. Однако бюджет второго «Комплимента» изначально был невелик. Издевательски незначительную сумму выделило Министерство культуры Российской Федерации, чем смогла помогла администрация города Новочеркасска, были еще многочисленные партнеры, одни из которых громко заявляли о себе, другие пожелали остаться неизвестными, но львиную долю средств пришлось зарабатывать самостоятельно. А поскольку это так, то «Комплимент» может послужить здоровым примером умелой организации, обусловленной, прежде всего, ясностью целей.

К сожалению, результаты фестиваля, равно как и профессиональный уровень членов основного жюри, заседавшего в Новочеркасске, устроили далеко не всех. Мотивация некоторых решений вызвала, мягко говоря, недоумение. Так, например, Гран-при, равно как и приз за лучшую режиссуру, решено было не присуждать никому. Зато диплома фестиваля почему-то удостоилась член основного жюри Людмила Фрейдлин. Однако жюри есть жюри, и спорить с ним невозможно.

Не желая утомлять читателей перечислением всех призов и номинаций, скажу лишь, что лучшей сценографией признали работу Валерия Яшкулова из Элисты в спектакле «Ревизор». Людмилу Фадееву из Новочеркасска наградили за лучшую женскую роль, Сергея Дубровского из Мичуринска – за лучшую мужскую. Приз за лучший дуэт достался артистам из Сухуми. Кстати, именно для Государственного русского театра драмы Республики Абхазия «Комплимент» стал первым фестивалем.

В сентябрьские дни, когда фестиваль медленно и упорно набирал обороты, всем театралам становилось ясно: единое культурное пространство на Северном Кавказе постепенно возрождается. Если же говорить о пространстве информационном, то здесь нельзя обойти вниманием журнал «Южный театральный вестник», который уже целый год выпускает издательский дом «Гранд». Кстати, журнал учредил специальный приз, судьбу которого решало параллельное или альтернативное жюри. Это жюри, состоящее из профессиональных журналистов, заседало в Ростове под председательством художественного руководителя Ростовского драматического театра имени Горького, народного артиста России Николая Сорокина.

Приз журнала «Южный театральный вестник» было решено отдать театру юного зрителя из города Туапсе: именно этот коллектив последовательно и честно работает на будущее всей театральной России.

Александр Пряжников, ИА «Росбалт-Юг»