Posted 3 октября 2007,, 08:12

Published 3 октября 2007,, 08:12

Modified 2 апреля, 00:37

Updated 2 апреля, 00:37

Генконсул Румынии: На 4 года Ростов-на-Дону стал для меня домом

3 октября 2007, 08:12
После того как бывшие советские республики Украина и Армения открыли свои консульства в южной столице, третьей в Ростове-на-Дону стала дипломатическая миссия из Румынии. На вопросы корреспондента ИА «Росбалт-Юг» ответил Генеральный консул Корнел Ионеску.

После того как бывшие советские республики Украина и Армения открыли свои консульства в южной столице, третьей в Ростове-на-Дону стала дипломатическая миссия из Румынии. По истечении полутора лет работы румынского представительства на вопросы корреспондента ИА «Росбалт-Юг» ответил Генеральный консул Корнел Ионеску.

- Господин Генеральный консул, заработало ли консульство в штатном режиме?

- За прошедшее время мы решили практически все организационные и технические задачи. Из оборудования, принятого для дипломатических представительств по стандартам Евросоюза, не хватает одного элемента – особого счетчика посетителей, а так арендованное помещение полностью удовлетворяет стандартам. Выдача виз – это основной предмет нашей деятельности, но так как пока нет большого потока посетителей, то эта проблема будет решена как раз вовремя. Как правило, посетители консульства – это граждане тех субъектов РФ, которые входят в наш консульский округ.

- В консульский округ Генерального консульства Румынии входят, насколько я знаю, не только регионы Южного федерального округа, но еще и Саратовская область?

- Совершенно верно. Входит еще и Саратовская область. В конечном итоге, я посчитал, у меня шесть субъектов Федерации, которые образуют мой консульский округ. Это Ставропольский и Краснодарский края, Волгоград, Астрахань, Саратов и Ростов-на-Дону.

- В связи с чем выбраны именно эти субъекты Российской Федерации?

- Тут я вижу две причины. Первая – потому что у нас до создания этого консульства существовал какой-то дисбаланс, в том плане, что у нас открыто еще одно Генеральное консульство в Санкт-Петербурге. Кроме того, я должен сказать, что существует консульский отдел Румынии в Москве, куда обращалось очень много посетителей по вопросам виз или по консульским вопросам, которые прибывали именно отсюда, из южных регионов. Мы открылись, чтобы помочь консульскому отделу, особенно летом, когда там большие очереди. Для граждан России мы обеспечиваем выдачу виз. Для тех, кто следует транзитом через Румынию, - также, но визы других государств мы не выдаем. Для транзита надо иметь визу другого государства. Шенгеном мы пока не занимаемся. Но я не исключаю, что через некоторое время мы сможем через наше консульство помогать оформлять документы и для граждан других стран Евросоюза, и для тех, кто будет следовать отсюда в Европу.

- Господин Ионеску, какова на данный момент стоимость визы в Румынию?

- Виза стоит $50, если срочная – до $100. В обычном режиме виза делается от 1 до 10 суток, но у нас за время работы консульства не было случаев задержек. Все делается в онлайн-режиме. Не было, кстати, и случаев отказа. В месяц в среднем мы делаем в Ростове визы для 20-30 человек. Мне кажется, что, несмотря на маленький штат, нам удалось создать хорошие условия для тех россиян, кто обращается к нам. Также мы помогаем гражданам Румынии.

- А, кстати, много ли их на юге России?

- Нет, граждан Румынии, тех, кто живет и работает на юге России, очень мало. Есть студент, который учится в ростовском мединституте. В Краснодаре, Таганроге, Шахтах проживают по одному гражданину Румынии. Еще один работает в Ростове-на-Дону в представительстве пивоваренной компании.

- Что является приоритетом в Вашей деятельности на нынешнем этапе помимо операционной консульской работы?

- Наши приоритеты – содействие развитию торгово-экономических отношений, установлений круга потенциальных участников этих отношений из числа румынских и ростовских бизнесменов. В марте этого года в Ростов-на-Дону прибыл советник по экономическим вопросам, который является представителем Минэкономики Румынии, департамента по внешней торговле. Он аккредитован при консульстве, сейчас создает свой офис в Ростове.

- Румыния и юг России в перспективе могут быть экономически интересны друг другу. Хотя у нас нет сухопутной границы, но через море мы можем достаточно близко и тесно сотрудничать. Связать, например, Констанцу с Таганрогом, портами черноморского побережья Кавказа?

- Мы уже полным ходом планируем не только ознакомительные экскурсии, но деловые поездки по другим регионам юга России, а не только по Ростовской области. В середине октября отправимся в Краснодар – представимся руководству края, проведем встречи с представителями экономической сферы, ТПП, кубанской прессы. Но совместная экономическая деятельность означает не только торговлю, импорт, экспорт или создание совместных предприятий. Это означает и сотрудничество на основе конкретного интереса между большими и маленькими городами. Вот, например, порт Констанца является одним из самых крупных портов на берегу Черного моря, который может вступать в контакты с любыми заинтересованными партнерами Южного федерального округа. Но пока создание, скажем, паромного сообщения между Констанцей и Таганрогом, или Новороссийском нецелесообразно экономически, нет того количества грузов.

- Навскидку я могу сразу сказать, что наверняка российских южан заинтересуют румынская мебель, румынский текстиль, румынские вина. Может быть, Вы дополните этот список. И что может заинтересовать Румынию?

- Видите ли, если судить по тем показателям, на основе которых проводится сегодняшний товарообмен между Румынией и Российской Федерацией, скорее всего, получается какое-то не удовлетворяющее нас негативное сальдо в результате крупного импорта сырья и энергоносителей. Естественно, это останется, наверное, приоритетом для нас на ближайшие годы, потому что все-таки потребность остается потребностью. Но я не исключаю того, что удастся найти и другие формы сотрудничества, которые представляли бы взаимный интерес. Я был поражен инвестиционными возможностями Ростова и других субъектов юга РФ, которые были представлены на VI экономическом форуме «Сочи-2007», здесь большой потенциал, в развитии транспортной инфраструктуры, промышленных предприятий. Почему не использовать эти возможности? Я поставил и себе задачу преумножить эти деловые контакты.

- За время работы Генконсульства удалось ли увеличить товарооборот?

- Товарооборот между Румынией и Ростовской областью два года назад составлял $2-3 млн, сейчас этот показатель - $17,5 млн. Бизнесмены могут получать визу здесь, поэтому, я думаю, мы внесли свою лепту и здесь на 7-й линии (Румынское генеральное консульство находится в Ростове-на-Дону на улице 7-я линия – прим. ред.). Визы делаем по приглашениям, это представители различных румынских фирм, круг их увеличился. Люди обретают больше доверия к своим партнерам, с которыми установили контакты, может быть, и благодаря нашей помощи. Но нам предстоит обеспечить устанавливать как можно больше экономических контактов.

Мы за эти два года нашли полную поддержку на всех уровнях в администрации Ростовской области, в мэрии Ростова-на-Дону. Но «списка» компаний, который интересен Румынии, пока еще нет. При этом мы должны учесть интересы и ростовских предприятий. Что было бы приемлемо для обеих сторон. Этим и займется советник по экономическим вопросам.

- Одним из важнейших направлений сотрудничества может стать туризм, какие связи между южным регионом и Румынией уже удалось создать?

- Этим летом нам удалось направить в Румынию группу туроператоров с юга России. Они побывали в разных регионах Румынии, увидели все своими глазами. После поездки мы обсудили с ними ряд перспективных вопросов. Можно констатировать, что сейчас образуется начало туристического потока. На старый новый год в Румынию уже поедут около 80 человек, отдыхать в Карпатах. За последнее время туризм - это очень хороший товар. Много иностранцев и самих румын посещают не только черноморское побережье. Есть и зимние варианты отдыха, в горах, на лыжных трассах, но там, в принципе, можно отдыхать круглогодично. Те, кто занят в сфере туризма, загружены работой на месяцы вперед. Цены при этом вполне приемлемые. И к тому же, добавлю, в Румынии очень хорошо принимают русскоязычных туристов. Говоря о туризме, я не могу не отметить, что это важнейшая составная товарообмена. А моя задача - обеспечить также интерес и румынских туроператоров к России. Тогда и в Ростов бы приехали группы румынских туристов – познакомиться с историей и традициями Дона или, как пример, с казачьим бытом.

- Проблема для туристов еще и в том, что нет прямого транспортного пути? Какой путь самый удобный, скажем, из Ростова в Румынию?

- Самый легкий путь через Украину, на машине. От Ростова до Бухареста 1500 км. Я сам езжу через Одессу, останавливаюсь в румынском генконсульстве и еду дальше. Самолет дорого, приходится лететь с пересадками через Вену, Франкфурт, прямого рейса нет. Поездом тоже сложно, нужно ехать с пересадкой в Москве или в Киеве. Не изучены пока и возможности морского пути. Для парома нет необходимого количества грузов, нужного уровня товарообмена. Поэтому я езжу на автомобиле. Кстати, возвращаясь в Ростов, говорю, что еду домой. Пусть на 4 года, но Ростов-на-Дону стал для меня домом.

- Представляя возможности румынского туризма, о чем Вы говорите в первую очередь?

- Румыния – красивая страна. Румыния не очень далеко от России. И мы не должны забывать о том, что туризм в Румынии развивается довольно-таки бурно. Также стоит вспомнить о том, что не у всех карманы набиты долларами. Когда я приехал сюда, мне сказали: «А что Вы будете предлагать туристу, который отдыхает в Сочи? Морем не удивишь». Но я не хочу удивлять. Я хочу просто предложить посредством туроператоров такие программы, такие предложения по проведению отпуска в Румынии, которые совмещали бы приятное с полезным. Например, несколько дней моря, известнейший курорт Мамая, который располагает самым мелким и лучшим песком на всем побережье. И почему бы потом не продолжить знакомство с Румынией поездкой в Карпаты? Там у нас замечательнейшие курорты, где можно проводить отдых круглый год, и зимой, и летом, и весной, и осенью. Кроме того, у нас довольно хорошо развивается сейчас так называемый агротуризм (это когда люди отдыхают на природе, в крестьянском доме, едят экологически чистые продукты) и целый ряд других форм туризма…

- Посещение виноградников, винных погребов, а Трансильвании!…

- Винные погреба, да. И я не исключаю возможности предложений по поводу посещения замка Дракулы. И может быть еще и потому, хотя это звучит как реклама, но поскольку такого вина здесь, в Ростове нет, я рискну сказать, что производят такое вино, которое называется «Кровь Дракулы». Это, естественно, для того, чтобы привлекать каким-то образом внимание. Если привести только один пример, у нас есть город Брашов, который расположен у подножия Карпат, на высоте 500 метров над уровнем моря. А дальше 12 км в горы, и мы уже приехали в Поляну Брашова, где для туристов работают гостиницы, рестораны, бары, плавательные бассейны или же лыжные трассы, смотря, какой там сезон. Но это только в качестве примера. Существует, конечно, и целый ряд других возможностей.

- С кем у Румынии после вступления в Евросоюз наиболее тесные экономические контакты?

- С 1 января 2007 года Румыния стала полноправным членом Евросоюза. Поэтому могу назвать Германию, Италию, Грецию, Великобританию. В Румынии можно найти любой импорт. Основные статьи румынского экспорта – это мясо, вино, готовая мебель, ткани, обувь, готовое платье, продукция машиностроения, буровые установки. Нет такой сферы, которая не работала бы на экспорт. Хотя раньше было время, когда Румыния производила от иголки до самолета. Сейчас производится то, что необходимо, в соответствии с общей концепцией Евросоюза.

- Господин Генеральный консул, расскажите о современной Румынии. Мы знаем, что это страна, которая дала миру писателя Садовяну, композитора Эминеску, прославившихся во Франции авангардистов Тристана Тзара и Вашего однофамильца Эжена Ионеску, футболиста Георгия Хаджи, олимпийскую чемпионку Надю Команэчи. Это все исторические имена. А вот о том, какова жизнь в современной Румынии, я думаю, многие в России просто не знают.

- Уж точно не знают, потому что мне довольно-таки часто приходилось общаться с людьми, которые говорят: «А мы уже забыли Румынию, мы уже не знаем, что происходит там». Совершенно верно Вы отметили, что существует целая плеяда писателей, скульпторов, разных деятелей культуры, которые когда-то были известны. Не пытаюсь найти виновников. Виноваты, наверное, именно те времена, в которые мы сейчас живем.

Румыния нисколько не изменилась в плане природной красоты. Появились новые районы, особняки, виллы. Но природа та же. Вернули королю бывший замок, но он останется как музей для всех посетителей. Стоит посетить первую школу при монастыре в Брашове, оттуда идут все пути - и в Трансильванию, и в Бухарест. Наша задача рассказывать об этом. В ближайшее время я планирую встречи с небольшими коллективами здесь в Ростове – в институте, где наш студент учится, в школах, где учатся дети сотрудников консульства. В Донской публичной библиотеке провести встречу с читателями. Я расскажу об истории, отвечу на вопросы, представлю альбомы фотографии и фильмы. Вообще в Ростове я мало видел тех, кто был в Румынии. Для того чтобы ростовчане заинтересовались, я и планирую эти встречи. Тогда и поехать захочется. И будут знать, что не надо пить с утра цуйку румынскую. А зимой к обеду кипяченой цуйкой в ресторане «Крепость» побаловаться можно.

- Стабильна ли сейчас политическая ситуация в Румынии?

- Демократический процесс развивается спокойно. Пусть никого не пугают дебаты между оппозицией и правительством, которые, как правило, обостряются к выборам. Но правительство работает, президент на своем посту. 25 ноября нам предстоит выбирать европарламентариев, эти выборы были отложены из-за референдума о доверии президенту. Кстати, здесь в Генкосульстве будет работать избирательный участок. Должен констатировать, что существует стабильность, есть определенные формы высказывания своих позиций, но все решается в демократическом ключе. Жизнь показывает, что мы добились хороших результатов, растет уровень жизни. Но если бы люди говорили, что все хорошо, мы бы вернулись к печальным временам.

- Кстати, о «печальных временах»? Много ли ностальгирующих по временам Чаушеску?

- Определенная возрастная категория, люди старшего поколения, которые не могут изменить свой менталитет. Эти люди приходят в памятные даты к могиле Чаушеску с цветами, но никто им не будет мешать. А на улицу с митингами никто не выходит. В Румынии нет коммунистической партии, нет официальной структуры, которая напоминала бы о режиме Чаушеску. Старшее поколение уйдет, уйдет и ностальгия, поэтому я не вижу в этом никакой опасности для общества, но пока ностальгирующим никто не запретит и пойти к могиле Чаушеску.

- Откуда Вы так хорошо говорите по-русски?

- Я сам поражаюсь. Единственное, что могу сказать: у меня никаких российских корней нет. У меня, наверное, есть склонность к языкам. Потому что я не с таким успехом, как на русском, но говорю на нескольких других языках. Я много читал в оригинале писателей, представителей русской, советской, российской литературы.

- Кто самые любимые?

- Могу сказать, что без Булгакова, Достоевского и Чехова я не могу обойтись.

- И в завершение беседы, господин Генеральный консул, расскажите о своей дипломатической карьере.

- Если Вы позволите сказать мне несколько слов о себе, то я скажу, что я карьерный дипломат, который поступил на работу в МИД Румынии в апреле 1990 года. Я начинал в управлении, которое тогда занималось еще Советским Союзом. После чего в 1991 году меня назначили первым директором вновь созданного департамента по отношениям с Республикой Молдова. В 1993 году я приехал в Москву, где меня попросили остаться на год дольше установленного срока. Срок работы за границей для дипломатов – четыре года. А я проработал в Москве по 1998 год. Потом, по возвращению домой, я стал заместителем директора управления, которое как раз курировало Российскую Федерацию и оставшуюся часть бывшего Советского Союза. На рубеже веков я работал в Киеве, сначала в качестве временного поверенного в делах, после чего остался на Украине вторым лицом в посольстве. После всего этого в 2004 году поступило предложение назначить меня Генеральным консулом Румынии в Ростове-на-Дону, И вот, с февраля 2006 года я нахожусь в Ростове. Мне здесь работать до конца февраля 2010 года, но срок полномочий может быть продлен, если вдруг не найдется оперативной замены.

Я смогу сказать, что выполнил свою миссию, когда кто-нибудь здесь скажет, что «я знаю о Румынии больше, чем Вы». Одного такого человека, который выиграл конкурс международного румынского радио и побывал в Румынии, я уже знаю…

Беседовал Эрик Соловьев, ИА «Росбалт-Юг»