Posted 4 октября 2007,, 13:23

Published 4 октября 2007,, 13:23

Modified 2 апреля, 00:36

Updated 2 апреля, 00:36

Зачем Путину госкорпорации?

4 октября 2007, 13:23
Президент внес в Госдуму законопроект о создании госкорпорации в атомной отрасли. А накануне глава Экспертного управления президента Аркадий Дворкович раскритиковал моду на появление госкорпораций. В общем, власть намекнула чиновникам, от кого при создании госкорпораций должна исходить инициатива.

Глава Экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович раскритиковал моду на появление государственных отраслевых корпораций. Сегодня президент РФ внес в Госдуму законопроект о создании госкорпорации в атомной отрасли. Таким образом власть дала понять собственным чиновникам, от кого при создании госкорпораций должна исходить инициатива.


Осторожно, двери закрываются

«Я считаю моду на появление государственных отраслевых корпораций, которые сегодня возникают, опасной», — заявил 3 октября глава Экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович, выступая на ежегодном форуме крупного бизнеса «Эксперт-400».

«Когда предполагается создание корпораций по лекарственному обеспечению, дорогам, рыбе, то мне кажется, что это путь тупиковый», - указал глава экспертного управления. - Это наводит на мысль, что государство даже не пытается понять, что это все может сделать частный бизнес». По его мнению, «это путь к тому, чтобы рост российской экономики обнулился».

Вместе с тем Дворкович подчеркнул, что к таким корпорациям нельзя причислять ни недавно созданные Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) и Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), так как «они по своей структуре являются открытыми акционерными обществами».

По мнению Дворковича, у российской экономики есть два варианта развития. «Либо получится ситуация, когда будут превалировать госкорпорации, и они будут иметь льготы, либо будут превалировать частные компании, не будет льгот и неравных условий для ведения бизнеса, а будут низкие налоги для всех», — считает он. «Однако пока мы видим всепоглощающую моду на завоевание государством рынка, теперь через госкорпорации»,- констатировал Дворкович.

Действительно, если не учитывать ОАК и ОСК, в России уже функционируют три госкорпорации - Банк развития, Фонд содействия реформированию ЖКХ и Роснанотех. На очереди еще несколько – «Олимпстрой», «Российские технологии», «Автодор», станкостроительная госкорпорация…

В общем, настоящее столпотворение.

Льготные категории пассажиров

Заведующий лабораторией проблем собственности и корпоративного управления Института экономики переходного периода (ИЭПП) Георгий Мальгинов согласен с тем, что в моде на создание госкорпораций есть определенная опасность для российской экономики, поскольку при их создании наблюдается индивидуальный подход.

«Тогда как ранее созданные ОАК и ОСК по своему статусу являются открытыми акционерными обществами (ОАО), - напоминает эксперт, - что делает для них обязательным (по крайней мере, формально) соблюдение требований корпоративного законодательства, общего для всех хозяйствующих субъектов данной организационно-правовой формы».

В целом же, по мнению эксперта, исходя из широты перечня отраслей, где предлагается создавать госкорпорации, сегодня «мы имеем дело с волной прожектов по госкорпорациям, выдвигаемых в расчете «на авось». Получится – не получится, утвердят – не утвердят».

Другие аналитики соглашаются, что существенная часть этих проектов инициируется высокопоставленными чиновниками с целью обеспечить себе руководящие посты в этих корпорациях после президентских выборов.

Совесть – лучший контролер

«Отдельным важным вопросом является то, каков будет механизм контроля за деятельностью таких корпораций, насколько детально он будет прописан в утверждаемых правоустанавливающих документах», – сообщил Мальгинов корреспонденту «Росбалт-Бизнес».

Впрочем, госкорпорации и так имеют немало преимуществ по сравнению с прочими участниками российского рынка.

По закону «О некоммерческих организациях» имущество, переданное государством госкорпорации, становится собственностью госкорпорации, а сама госкорпорация оказывается неподконтрольна проверкам Счетной палаты.

При этом госкорпорации имеют послабления по предоставлению в уполномоченный орган отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и персональном составе руководящих органов. Вообще, для госкорпораций правила раскрытия информации менее жесткие, чем для ОАО.

Прибыль госкорпораций не подлежит распределению, и на них не распространяется действие закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Наконец, все госкорпорации выведены из-под прямого контроля правительства, и их руководителей назначает лично президент.

По рельсам не ходить

То, что вопрос создания госкорпораций уже перешел из экономической сферы в сферу большой политики. Владимир Путин потихоньку «урезает» полномочия правительства, передавая часть его функций и полномочий вновь создаваемым госкорпорациям. Иначе говоря, создавая круг госкорпораций, президент преследует некие далеко идущие цели. Суть этих планов, зная непредсказуемость нашего президента, вряд ли сегодня кто-нибудь сможет отгадать.

Провожающим просьба покинуть вагон

Высокопоставленные же чиновники, участие которых в «непредсказуемых» президентских планах не предусмотрено, почувствовали моду на госкорпорации и решили попытать счастья. И когда эти предложения стали чересчур назойливыми, потребовалась «успокоительная таблетка».

Дескать, остыньте. Что и озвучил на ежегодном форуме крупного бизнеса (обратите внимание, как красиво было выбрано место для сообщения) Дворкович.

Тем временем процесс создания «нужных президенту» госкорпораций продолжается. Сегодня Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о создании госкорпорации в атомной отрасли. Первое чтение законопроекта назначено на 11 октября.

Игорь Чубаха