Posted 7 октября 2007,, 13:44

Published 7 октября 2007,, 13:44

Modified 2 апреля, 00:34

Updated 2 апреля, 00:34

В Европе пахнет газом

7 октября 2007, 13:44
Евросоюз обеспокоен очередным обострением в отношениях между Россией и Украиной по поводу газа. Еврокомиссия намерена в ближайшее время рассмотреть возможность вмешательства в случае нового конфликта между Украиной и «Газпромом».

Евросоюз снова переживает за украинскую трубу: ожидается ли после выборов на Украине очередная «газовая война» между Россией и крупнейшей страной-транзитером? Еврокомиссия намерена в ближайшее время рассмотреть возможность вмешательства в случае нового конфликта между Украиной и «Газпромом».

В этом году очередные украинские выборы гораздо меньше заинтересовали Евросоюз, чем это происходило прежде. Сегодня пламенные речи героев Майдана уже не достигают слуха европейского обывателя, и официальные деятели ЕС не торопятся оказывать поддержку стремящимся в Евросоюз украинцам – это больше не приносит политического капитала. Единственное, что в самом деле интересует руководителей стран Содружества, – бесперебойные поставки природного газа из России через украинскую территорию. К примеру, президент Франции Николя Саркози, комментируя выборы в Украине, без обиняков заявил, что его интересует не имя нового украинского премьера и даже не его пол, и а исключительно стабильность поставок

Европейцам всерьез надоели «газовые войны» между Россией и странами-транзитерами. Как отмечает европейская пресса, раз в год, ближе к зиме «Газпром» начинает «закручивать вентиль» то Украине, то Белоруссии. И неважно, вызвано ли это причинами экономическими, либо политическими - результат все равно один и тот же: газ недополучает конечный потребитель – европеец. Уже, как правило, оплативший этот самый газ загодя. И вот опять, после заявления руководства «Газпрома» о том, что неплохо бы Украине погасить задолженность в размере $1,3 млрд, Еврокомиссия озаботилась ситуацией и решила принять меры.

Представитель еврокомиссара энергетики Андриса Пибалса Ферран Таррадельяс Эспуни сообщил в Брюсселе, что Еврокомиссия в середине октября созовет заседание координационной группы Евросоюза по газу для рассмотрения проблем между «Газпромом» и Украиной. Назвав этот вопрос двусторонним коммерческим конфликтом, представитель Еврокомиссии сообщил, что ради прояснения ситуации Брюссель пригласит для обсуждения представителей обеих «враждующих сторон». «Эксперты дадут оценку ситуации в связи с нынешним спором и тем последствиям, которые он может иметь для поставок российского газа в Европу», - сказал он.

Ответ на вопрос, какие же именно шаги может предпринять в данной ситуации Европа, хотя и не дан еще официально Брюсселем, лежит на поверхности. По сведениям нескольких влиятельных периодических изданий Европы, включая Financial Times и Handelsblatt, Еврокомиссия намерена предложить задолжавшим украинским предприятиям, по сути, то же самое, чего вот уже третий год добивается Россия: погашение всех долгов в обмен на контроль над «трубой». В этом есть смысл: заплатить «Газпрому» $1,3 млрд европейским компаниям будет не сложно – в особенности учитывая падение курса доллара по отношению к евро. Но если европейцы попросту оплатят украинские долги и постараются «закрыть тему», у облагодетельствованных украинских предпринимателей может развиться «комплекс Чернобыльской АЭС»: они воспримут это как должное и начнут влезать в новые долговые обязательства, понимая, что европейцы ради бесперебойных поставок газа всегда раскошелятся еще разок, а там и еще, и еще...

Однако Еврокомиссия – не «Красный крест» для украинских бизнесменов и особым альтруизмом в мире не прославилась. Так что долги-то она погасить может (особенно если в это дело включатся европейские нефтегазовые концерны), но взамен потребует активы задолжавших предприятий. Это может оказаться выгодным не только самим европейцам, но и владельцам украинских компаний: они получают живые деньги, избавляются от долгов и перекладывают головную боль, причиняемую «Газпромом», на европейцев. Последние же приобретают еще больше: замечательное поле для инвестиций, контроль над транзитной трубой, которая в данный момент прокачивает 60% газа, идущего из России в Евросоюз, а также политический капитал в глазах как украинцев, так и собственных граждан. Ведь ни для кого не секрет, что во времена «оранжевой революции» жители Украины были уверены в поддержке ЕС и в том, что Содружество готово принять их страну в свой круг...

Но Европа сочла стремление украинцев стать «новыми европейцами» неуместным - по крайней мере, на данном конкретном этапе. Разрешив же украинские газовые проблемы, Евросоюз в состоянии не только продвинуться вперед в построении столь желанной для себя системы энергетической безопасности, но и подать это все в качестве помощи братскому украинскому народу в его стремлении к независимости от «Большого брата» с Востока.

На первый взгляд, подобная схема выгодна и «Газпрому»: он получает желаемые $1,3 млрд, у него исчезает необходимость вести дела с неудобными, непредсказуемыми и не слишком-то дисциплинированными в финансовом отношении украинскими транзитерами, а вместо нее появляется возможность торговать напрямую с испытанными партнерами-конкурентами, европейскими компаниями.

Но с другой стороны, с ними-то как раз политические игры в закручивание вентиля не пройдут - нет реальной основы. Европейцы платят за получаемый ими товар в твердой валюте, осуществляют предоплату и в долг газ не берут. Транзитная «труба», на которую несколько лет целился российский газовый гигант, окажется у конкурентов. Можно, конечно, поднимать цены, но тогда, соответственно, будет подниматься стоимость транзита, да и строгий экономический закон гласит: слишком высокая стоимость товара приводит к сокращению объемов его продаж. Россия не является газовым монополистом, и Европа уже сейчас, как назвала этот процесс Ангела Меркель, «диверсифицирует» поставщиков. А в этом Россия как раз совершенно не заинтересована.

Следует отметить еще один момент: пусть медленно, пусть с трудом, но «Газпром» начинает приобретать в Европе желаемую репутацию солидного концерна, ориентированного в основном на получение экономических, а не политических дивидендов. Эти усилия в конце концов оказываются полезны для компании: объемы ее торговли расширяются и прибыль растет. Так что, похоже, есть прямой смысл воздержаться от политической риторики – хотя бы на предстоящем заседании Еврокомиссии в Брюсселе. Это себя окупит.

Борис Альтнер