Posted 11 октября 2007,, 14:09

Published 11 октября 2007,, 14:09

Modified 2 апреля, 00:31

Updated 2 апреля, 00:31

Газовая атака на Лукашенко

11 октября 2007, 14:09
Белоруссия очень рассчитывает убедить «Газпром» реструктуризировать ее долг перед компанией. Но даже если ей это удастся, главным остается другой вопрос – цена на газ в 2008 году. Александр Лукашенко надеется, что контракт все же будет подписан до боя новогодних курантов.

Вслед за Украиной к переговорам с «Газпромом» приступает Белоруссия. На 11 октября в Москве запланирована встреча руководства российской компании с белорусской делегацией в составе министра энергетики этой страны Александра Озерца и генерального директора ОАО "Белтрансгаз" Владимира Майорова.

Согласно пресс-службе белорусского Минэнерго, стороны обсудят поставки газа в Белоруссию в 2008 году и в оставшиеся месяцы 2007-го. Никаких подробностей на сей счет не сообщается, однако суть предстоящих переговоров очевидна.

Прежде всего обращает на себя внимание появление вопроса текущих поставок. Казалось, что он снят с повестки дня еще в августе. Напомним, два месяца назад российская монополия предъявляла Белоруссии ультиматум. Угроза состояла в намерении сократить на 45% объемы поставок «в связи с неисполнением обязательств по оплате газа, поставленного в 1 полугодии 2007 года и отсутствием гарантий оплаты».

Тогдашний скандал разразился из-за $456,16 млн отсроченных платежей, которые задолжала белорусская сторона. Он был первым после перевода Россией газовых взаимоотношений с Белоруссией на рыночные рельсы, когда Минск обязали платить по $100 за 1 тыс. куб. м вместо прежних $46,68. Но особенность августовского конфликта еще и в том, что случился он в период охлаждения политического климата в Союзном государстве. И если прежде финансовые разногласия союзников утрясались на президентском уровне, то в 2007 году этот механизм Москва денонсировала. Владимир Путин вывел «газовые войны» на уровень хозяйствующих субъектов, из-за чего его белорусский коллега превратился в «оловянного солдатика».

И когда «Белтрансгазу» пришло время рассчитаться за потребленный газ, помочь ему прежними методами белорусский лидер оказался не в силах. Пришлось Лукашенко самому опуститься на уровень хозяйственника и, пошарив по государственным закромам, найти деньги для «Газпрома». В конце концов долг в августе был ликвидирован, благодаря чему угроза сокращения объемов поставок не осуществилась.

В сентябре Белоруссия рассчиталась за российский газ согласно договоренностям. 23 октября, как предписывает график, ей предстоит сделать очередной месячный платеж – отправить на счета «Газпрома» не менее $150 млн. Но, похоже, репутация исправного плательщика дается Минску с большими трудностями. Дело в том, что в августе, как сообщил Лукашенко, деньги были взяты «из резерва». Компенсировать это белорусский лидер надеялся, по его словам, с помощью Уго Чавеса, зарубежных банков и российского стабилизационного кредита в $1,5 млрд. Между тем венесуэльский «друг» пока не пришел на выручку. Не спешат с предоставлением займов и западные банкиры. Та же самая неопределенность с московским кредитом, просьба о котором «залежалась» в правительстве России еще при Михаиле Фрадкове. До него ли сейчас Виктору Зубкову и его команде?!

Поэтому белорусская делегация, скорее всего, будут инициировать на переговорах с руководством «Газпрома» идею реструктуризации возможных долгов. Эта идея, кстати, не новая. В июле белорусская сторона уже предлагала ее на рассмотрение. В частности, обсуждалось, что "Газпром" предоставит Белоруссии отсрочку на выплату тогдашнего долга до 1 ноября - под 5,94% годовых. Однако руководство российской монополии поставило условие для такой отсрочки - разделение действующего контракта с Белоруссией на поставку и транзит газа на три отдельных контракта. С этим белорусская делегация не согласилась. По ее мнению, нынешний единый контракт является неотъемлемой частью протокола о создании совместного белорусско-российского газотранспортного предприятия, и разделение контракта подрывает, мол, правовую базу этого СП. Возможно, эта позиция белорусской стороны сейчас не столь твердая и Озерец с Майоровым уступят московским партнерам в обмен на отсрочку платежей, которые «Газпром» выставит в ближайшие месяцы.

Еще более сложными, как считают в Белоруссии, ожидаются предстоящие переговоры о поставках российского газа в 2008 году. Главное здесь – цена. Вообще, этот вопрос еще несколько месяцев назад как бы не предполагал сложностей. Дело в том, что о цене стороны договорились еще в прошлом году. 31 декабря «Газпром» и «Белтрансгаз» подписали контракт на поставку и транзит газа не только в 2007 году, но и в последующих - до 2011 года. Документом определена, в частности, формула цены газа для Белоруссии с 1 января 2008 года, соответствующая, как считают в «Газпроме», формуле цены при поставках российского газа в Европу. В 2008 году эта цена составит 67% от цены на европейском рынке за вычетом транспортных расходов, в 2009-м - 80%, в 2010-м - 90%, в 2011-м - 100%. Так вот, как считает Минск, трактовать формулу можно по-разному, из-за чего стороны могут назвать и разными цены. «В этой формуле есть некоторые изъяны, - пояснил белорусским СМИ заместитель генерального директора «Белтрансгаза» Винерий Волчуга. - Они связаны с тем, что ее составляющие нельзя ощутить прямо сегодня. И они зависят от того, как будет складываться год, в том числе конъюнктура нефтепродуктов». По его словам, «Газпром» и «Белтрансгаз» в августе и сентябре проводили «работу по вопросу подготовки регламента работы с формулой».

Несмотря на то что стороны намеревались согласовать подходы по этой формуле до 1 октября, в действительности эта работа не закончена. Заместитель министра энергетики Белоруссии Михаил Михадюк 9 октября сообщил журналистам о продолжении согласования с «Газпромом» «наших позиций по формуле цены на газ, по ценообразованию на 2008 год». Он выразил надежду, что до конца текущего года разногласия будут все же преодолены, «чтобы критическая ситуация, как это было в прошлом году, не возникала». О том, что цена газа для Белоруссии будет названа лишь к концу 2007 года, заявляют и руководители «Белтрансгаза». «Задача правительства, которая сегодня поставлена перед нами – сохранить цену на прежнем уровне»,- отметил Волчуга.

Впрочем, он не уверен, что именно таким будет окончательный исход переговоров с «Газпромом». Белорусские чиновники, которым предстоит договариваться с российской монополией по цене на газ, уверены, как отмечают местные эксперты, скорее в обратном. Даже Лукашенко, который, нет сомнения, и поставил перед правительством задачу сохранения теперешней цены в $100, не испытывает иллюзий по поводу ее реализации.

«В будущем году нам хотят поднять цену еще на 15-20%, значит доходность будет в Белоруссии для «Газпрома» еще выше чем в Германии, - заявил в конце сентября Лукашенко, комментируя по просьбе журналистов взаимоотношения с российским концерном в 2008 году.- Я не знаю, чем мы так провинились перед руководством России». По его словам, «некоторым руководителям монополий, монополистам этот «зеленый свет» затмил глаза, там, кроме денег, никто ничего не воспринимает».

Впрочем, как посетовал глава белорусского государства, «газ - это их товар, и мы не можем их насильно заставить снизить цену». Какова тактика Белоруссии на предстоящих переговорах в Москве? «Мы будем их просить, требовать, пытаться приводить убедительные аргументы, - пояснил Лукашенко.- Получится или нет - увидим. Вряд ли получится их полностью убедить". Президент Белоруссии не исключает повторения ситуации прошлого года, когда консенсус с «Газпромом» был достигнут лишь в последние минуты уходящего года. «Мы постараемся подписать контракт до боя кремлевских курантов», - обнадежил Лукашенко население страны.

Михал Стельмак