Posted 19 октября 2007,, 12:05

Published 19 октября 2007,, 12:05

Modified 2 апреля, 00:26

Updated 2 апреля, 00:26

ЕС продолжает «толстеть»

19 октября 2007, 12:05
Молодая Черногория взяла на себя определенные обязательства по соответствию «европейскому страндарту», подписав с ЕС так называемое соглашение о стабилизации и ассоциации. А уже в течение нескольких лет в ЕС могут войти части государств Западных Балкан.

Черногория – самое молодое государство в Европе – сделала первый шаг на пути европейской интеграции, подписав в начале недели с ЕС так называемое соглашение о стабилизации и ассоциации. Это еще раз поставило перед бюрократией ЕС непростой вопрос о дальнейшем расширении Евросоюза, хотя сейчас все говорит о том, что это становится просто неизбежным.

Соглашение о стабилизации и ассоциации является предварительным этапом евроинтеграции. Оно должно быть одобрено каждой страной ЕС. Подписывая его, Черногория берет на себя определенные обязательства по соответствию «европейским стандартам». В будущем году Черногория планирует начать непосредственные переговоры о членстве и приобрести статус страны-кандидата в ЕС. Премьер-министр страны Желько Стуранович с большим подъемом и энтузиазмом отозвался о подписании соглашения: «Черногория сегодня намного ближе к Европе, чем вчера, и мы можем смотреть в будущее с большей уверенностью, чем когда-либо».

В отношении евроинтеграции Черногория рассчитывает на содействие Словении, к которой перейдет председательство в ЕС в первой половине будущего года после Португалии. Судя по всему, надежды Черногории небезосновательны: в начале октября премьер-министр Словении Янез Янша разослал в европейские столицы письмо, в котором призвал европейских лидеров отважиться и пойти на «смелые решения» в отношении Западных Балкан, «если мы хотим реализовать идею отцов-основателей единой и свободной Европы». Под Западными Балканами здесь имеются в виду Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина, Черногория, Сербия, Косово и Албания.

В отношении евроинтеграции Черногория, похоже, выиграла от «развода» с Сербией: Черногория подписала соглашение о стабилизации и ассоциации раньше Сербии. К последней есть претензии со стороны Международного трибунала по бывшей Югославии и его главного прокурора Карлы Дель Понто. Кстати, словенский премьер-министр в своем письме выразил мнение, что Сербия практически готова к тому, чтобы ей присвоили статус страны-кандидата. Однако в Еврокомиссии вежливо ответили только то, что прочитали письмо с «большим интересом». Ясно, что пока к энтузиазму Словении в Брюсселе относятся настороженно: еще не прошла реакция, связанная с предыдущим расширением ЕС.

Многие в ЕС считают, что, допуская в 2004 году в свой состав 10 новых стран, Евросоюз принял слишком поспешное и плохо просчитанное решение. По словам министра иностранных дел Португалии Луиша Амаду в интервью «Российской газете» в марте этого года, «последний прием новых членов в его состав (состав Евросоюза) был слишком поспешным. Поэтому сейчас будет необходимо взять паузу. Решить те политические проблемы, которые стоят перед нами вследствие слишком быстрого и поспешного расширения».

О непродуманности последнего расширения ЕС европейских лидеров заставил задуматься провал Евроконституции на референдумах во Франции и Голландии в 2005 году. По сути, именно принятие новых многочисленных членов привело ЕС к кризису, в котором он находится и поныне, пытаясь из него выбраться с помощью одобренного сегодня в Лиссабоне договор о реформе.

После провала Евроконституции в ЕС действительно взяли паузу и задумались над природой Евросоюза и судьбе будущих расширений этой организации. Тогда же в ЕС заговорили о границах «способности ЕС интегрировать» и о том, как их определить.

Эта пауза затянулась вплоть до конца прошлого года: только в ноябре 2006 года было сформулировано отношение Еврокомиссии к будущему расширению ЕС в специальном докладе. В докладе говорилось, что сфера будущего расширения ЕС затрагивает Западные Балканы и Турцию. Было заявлено, что ЕС не отказывается от своих раннее данных некоторым странам обещаний, однако будущее расширение состоится только тогда, когда будут выполнены два основных условия. Во-первых, в Евросоюзе осуществят необходимые институциональные реформы, которые позволят организации «абсорбировать», используя лексику евробюрократов, новых членов. А, во-вторых, сами страны, стремящиеся в ЕС, продемонстрируют, что они отвечают определенным стандартам.

Как видно, на первое место в вопросе дальнейшего расширения ЕС была поставлена проблема реорганизации Евросоюза. После того, как усилиями Германии и Португалии проект принятия Евроконституции в форме Договора о реформе был успешно оживлен в этом году, о грядущем расширении Евросоюза можно говорить с большей определенностью. По крайней мере, если не о Турции (ее членству в ЕС по-прежнему противятся некоторые влиятельные европейские страны), то принятие в состав ЕС части государств Западных Балкан может произойти уже через несколько лет.

Помимо одобренного реформирования Евросоюза, есть еще несколько причин, благоприятствующих расширению ЕС. Нельзя здесь не сказать о позиции США, которые выступают сторонниками расширения европейской организации. Такая позиция США продиктована осознанием того факта, что увеличение ЕС неминуемо делает Евросоюз менее управляемым. А чем более аморфным будет ЕС, тем меньшую опасность в качестве конкурента он будет представлять для Соединенных Штатов. Также именно с новыми членами ЕС у США складываются наиболее благоприятные отношения: не секрет, что США используют эти страны как своего рода рычаг давления на «старожилов» ЕС, которые иногда позволяют себе иметь отличное от американцев мнение.

Сами новички ЕС также очень доброжелательно относятся к идее дальнейшего роста организации (как на уровне элит, так и основной массы населения). Это неплохо иллюстрирует пример Словении, где большинство населения выступает за расширение ЕС. Позицию элит этой страны неплохо характеризуют упомянутые призывы ее премьер-министра. Опросы показывают, что граждане новых стран ЕС намного позитивнее воспринимают идею дальнейшего расширения ЕС: 67% граждан «молодых» стран ЕС поддерживают эту идею, в то время как в «старых» странах ЕС таких набирается только 45%.

Так же нельзя забывать и о позиции евробюрократии, которая, безусловно, заинтересована в дальнейшем росте организации. На сайте Еврокомиссии есть страничка, озаглавленная «Мифы и факты о расширении ЕС», где в недвусмысленной манере дается понять, что предыдущее расширение 2004 года не было «слишком быстрым» и «слишком дорогим». Оно так же «не слишком ослабило» Евросоюз. Будущее расширение, по мнению Еврокомиссии, будет «не слишком опасным», а перед ЕС не стоит угроза, что в его составе будет «слишком много» стран.

В целом, можно смело утверждать, что, преодолев нынешний кризис своих институтов (в случае успешной ратификации странами-членами Договора о реформе), Евросоюз через несколько лет вполне сможет «абсорбировать» страны Западных Балкан, особенно учитывая «шапкозакидательные» настроения новых членов ЕС и Еврокомиссии. Правда, потом ему опять придется взять паузу, чтобы решить, что же ему, в конце концов, делать с Турцией, а также с крупными странами Восточной Европы, такими, например, как Украина.