Posted 19 октября 2007,, 20:14

Published 19 октября 2007,, 20:14

Modified 2 апреля, 00:26

Updated 2 апреля, 00:26

Тройственный союз ради многополярного мира

19 октября 2007, 20:14
Сближение России, Азербайджана и Турции — обусловленная, но труднореализуемая в современных условиях идея. Отношения осложнены взаимным недоверием, которое имеет как исторические корни, так и спровоцированы деятельностью США. Но потенциал остается и немалый, считают участники конференции, посвященной интеграции трех стран.

Сближение России, Азербайджана и Турции с целью формирования в Евразии единого геополитического пространства – исторически и практически обусловленная, но труднореализуемая в современных условиях идея. Таков основной вывод прошедшей на днях в Москве научно-практической конференции, на которой присутствовали посол Турции в РФ Куртулуш Ташкент и посол Азербайджана в России Полад Бюль-Бюль оглы, а с видеоприветствием к участникам обратился бывший президент Турции Сулейман Демирель. Российскую сторону представлял лидер Евразийского движения Александр Дугин – известный геополитик, не имеющий, однако, отношения к государственным структурам.

Отсутствие представителей официальной власти (хотя бы членов профильных комитетов обеих палат Федерального собрания) четко демонстрирует ее отношение к подобного рода интеграционным инициативам. Не смущаясь этим, политики и представители делового сообщества Турции и Азербайджана работали на будущее.

Потенциал трехсторонних отношений, как отметил член Общественной палаты Сергей Марков, относительно недооценен. Российско-турецкие отношения осложнены взаимным недоверием, причины которого имеют как исторические корни, так и спровоцированы деятельностью США. Между тем у них большое будущее. Турция, как и другие государства, которые в обозримом будущем вряд ли будут приняты в Европейский Союз, может найти свое место в евразийском геополитическом и экономическом пространстве. Однако для реализации подобных планов следует как минимум «чаще встречаться». «Необходимо включение в наш дискурс о концепции ТАР (Турция – Азербайджан – Россия) всех слоев общества», - поддержал его председатель правления Союза деловых людей Азербайджана и Турции Ахмет Эренток.

Сулейман Демирель сделал акцент на «огромном потенциале развития экономического сотрудничества России и Турции». Увеличение взаимных инвестиций приведет к росту благополучия, а это – верный путь к согласию и миру, констатировал девятый президент Турецкой Республики.

Куртулуш Ташкент изложил то же самое в цифрах. «За последние пять лет торговые и другие экономические отношения наших стран сделали большой рывок, - начал он. – Если в 2002 году объем взаимной торговли составлял всего $5 млрд, то к концу текущего года он превзойдет 25 млрд». Россия – второй торговый партнер Турции, в то время как Турция занимает шестое место на рынке экспорта РФ. Мощным толчком в развитии этих связей стал визит в Турцию в 2004 году президента России Владимира Путина. «Мы уже практически достигли поставленных тогда целей», - отметил посол. Впрочем, не все ограничивается экономикой. «В региональном сотрудничестве у России и Турции похожие подходы, обусловленные общностью интересов, - подчеркнул Куртулуш Ташкент. – Наши взгляды параллельны или похожи друг на друга».

«У нас очень добрые, дружеские, братские отношения как с Россией, так и с Турцией, - прояснил позицию Азербайджана Полад Бюль-Бюль оглы. – Народы, которые очень хорошо друг друга понимают, могли бы решать проблемы сообща». Бизнесмены могут сделать многое для того, чтобы государства ТАР вместе решали свои насущные проблемы, полагает посол Азербайджана в РФ.

Хотя на конференции численно преобладали предприниматели, наиболее обстоятельно обсуждались как раз геополитические проблемы, что лишний раз доказывает – именно экономика следует за политикой, а никак не наоборот. Бывший министр иностранных дел Турции Хикмет Четин постарался очертить границы Евразии. Если не рассматривать весь континент, в эту общность, отметил он, входят «север Южной Азии, восток Европы, запад Юго-Восточной Азии», то есть государства, образовавшиеся после распада СССР, а также Иран, Турция и их окружение.

Его геополитические построения, как и высказывания многих других участников конференции с турецкой стороны, были изящно антиамериканскими. «Когда я был министром, праздновалось пятисотлетие дипломатических отношений между Россией и Турцией, - напомнил он. – Многие ли страны могут этим похвастаться? У некоторых столько лет не насчитывает и история их существования». О каких государствах говорил Хикмет Четин, совершенно понятно. «Да, 50 лет из этих пятисот мы воевали, - отдал дань исторической правде бывший турецкий министр, - Но остальные-то 450 прошли в мире! К сожалению, на первый план всегда выводятся неблагоприятные события, а эти годы упоминаются не так часто». В подтверждение комплементарности русских и турок Хикмет Четин с удовлетворением рассказал о самолете, где видел множество детей, рожденных в русско-турецких браках, число которых составило около 200 тысяч.

«С геополитической точки зрения Евразия – очень важный, обладающий энергетическими богатствами регион, где сходятся транспортные пути и соединяются Восток и Запад», - продолжил Четин. Азербайджан и Россия обладают огромными запасами нефти и газа, добыча которых будет нарастать, и, если «подумать вместе», это может стать важнейшим источником конкуренции для Ближнего Востока. Как и многие выступающие, он предостерег братское азербайджанское государство от исключительно сырьевой ориентации. «Сотрудничество служит миру, стабильности и безопасности в регионе», - тут же добавил бывший министр иностранных дел Турции.

Обсудив предполагаемые преимущества более тесного сотрудничества государств ТАР, Хикмет Четин обозначил и «некоторые препятствия» - прежде всего, «нерешенный вопрос конфликта между Арменией и Азербайджаном». «20% азербайджанских земель захвачены, и это факт, препятствующий миру и безопасности в регионе, - подчеркнул бывший министр. – Турция и Россия должны сыграть важную роль в его разрешении. Без положительного влияния России конфликт не может быть разрешен. Турция также должна сыграть очень важную роль». В чем она будет состоять, Четин не уточнил, но проблема Нагорного Карабаха – как раз та тема, в которой подходы Москвы и Анкары схожими никак не назовешь.

Александр Дугин отметил расцвет, по сравнению с Россией, евразийства в Турции и Казахстане. Несмотря на то, что без Москвы никакой интеграции не получится, геополитик не унывает. «Мы стоим на пороге евразийской интеграции, - провозгласил он, очертив круг интегрируемых в том же составе, что и Хикмет Четин. – Сейчас в отношениях с Турцией наметился радикальный поворот. До конца девяностых Турция рассматривалась как форпост атлантизма, теперь она – форпост евразийской самостоятельной политики». Возрождается кемализм и «глубинное славяно-тюрскское партнерство», американцы «стремительно теряют Турцию», которая, впрочем, и ранее не была «пассивной марионеткой атлантизма». «В России недооценивают изменения, происходящие в турецком обществе и властных структурах, - мягко заметил геополитик. – Поэтому мы отстаем».

Что касается Азербайджана, то если еще совсем недавно он стоял перед дилеммой, с кем быть – с Россией или с Турцией, теперь она, полагает Дугин, «стирается». Естественное место этого государства, указал геополитик, в ЕврАзЭС (да и в Турции многие желают наладить отношения с этой межгосударственной структурой, учитывая активную работу в ней Казахстана), а не в антироссийском блоке ГУАМ. «Общая судьба русских и тюрок дополняется общностью интересов, о которых говорил Исмаил Гаспринский, - заключил Александр Дугин. – Евразийское будущее принадлежит альянсу евразийских держав, таких, как Турция, Азербайджан, Россия и примкнувшие к ним государства».

«Россия является стратегическим партнером Азербайджана, дружественной страной, с которой связывают глубокие исторические корни, — еще раз пояснил ситуацию бывший вице-премьер азербайджанского правительства Аббас Аббасов. — Турция – этнически близкая, родственная страна с общностью языка, единой верой, обычаями и традициями. Первоначально Азербайджан стоял на перепутье, но время показало, что нам близки обе страны». Он также отметил пагубную роль «армянской агрессии» для развития транспортных и иных проектов в регионе и высказал надежду на «огромный потенциал России и Турции в разрешении проблемы Нагорного Карабаха».

Необходимость сближения трех государств с геополитической точки зрения не вызвала никаких возражений. Согласие продемонстрировали и промышленники с предпринимателями. Ахмет Эренток призвал коллег инвестировать не в энергетические проекты, а в сферы туризма, строительства, финансов, инноваций и коммуникаций. «Россию, Турцию и Иран населяют около 300 млн человек, - добавил председатель Турецко-российского делового совета Тургут Гюр, говоря о возможностях координации усилий. – Внешнеторговые показатели этих трех стран (Азербайджан, население которого не превышает 7 млн человек, не упоминался, скорее всего, по этой причине) составляют около $150 млрд».

Но время не ждет, работать нужно уже сегодня: «если Россия сейчас не будет вкладывать деньги в Турцию, через десять лет у нее не будет такой возможности – место российского займет арабский капитал». Учитывая сложности, с которыми сталкиваются в РФ турецкие предприниматели – несмотря на хороший старт, им пришлось практически уйти из некоторых регионов, и эта тенденция сохраняется – слова Гюра должны прозвучать предупреждением. Отметил он и сложности на таможне, где порой приходится стоять часами: «в Турции вы ждете 10 минут, если 15 – мы считаем это чрезвычайной ситуацией». Тургут Гюр настоятельно призвал российские власти навести порядок в этой области, и к его пожеланиям можно лишь присоединиться. «Давайте поразмышляем, что можно производить и покупать друг у друга, и зафиксируем это как стратегию», - итоговое предложение председателя Турецко-российского делового совета оказалось простым и легко реализуемым.

Участники конференции договорились, что следующее мероприятие пройдет в будущем году в Баку. Возможно, после парламентских и президентских выборов в России интеграции государств ТАР будет дан новый толчок, и она сдвинется из положения «благие пожелания» («Между тремя странами есть воля, есть договоренности», как заметил Тургут Гюр) в положение «реальные дела», итогом которых станет действительно многополярный мир.

Яна Амелина