Блоги оживляют выборы

Шагая в ногу с прогрессом, Центризбирком РФ занялся освоением Интернет-пространства. Анонимными блогами в ЖЖ обзавелись несколько членов ЦИК, в том числе глава комиссии Владимир Чуров. В блоггеры десятками записываются и кандидаты в депутаты Госдумы.

Среди серьезных государственных организаций, идущих в ногу со временем, Центризбирком движется, как говорят в таких случаях, «на пол-корпуса впереди». Если поначалу приход Владимира Чурова на пост главы ЦИК был встречен словами «Здравствуй, Дедушка Мороз!» (отсылка к пышной бороде Владимира Евгеньевича, а заодно намек на то, что он-де неизвестно откуда взялся и даже не юрист), то очень скоро выяснилось, что все далеко не так страшно.

Оказалось, что Чуров недаром происходит из ученых-физиков: в работу важной госструктуры, каковой является ЦИК, новый шеф внес демократический «драйв». Взять хотя бы его «роль» избирателя, забывшего паспорт, во время репетиции выборов. Впрочем, прогрессизмом отличались и предшественники Чурова на его посту – Александр Вешняков и Александр Иванченко.

Теперь настало время интенсивно осваивать Интернет. Собственный сайт ЦИКа уже приобрел популярность: в предвыборный период его посещаемость побила рекорд среди сайтов органов власти и, по свидетельству члена ЦИК Игоря Борисова, вдвое-втрое превысила посещаемость сайтов Пенсионного фонда или Общественной палаты. Но Центризбирком не удовлетворился собственным сайтом, понимая, что он неизбежно будет суховат: все-таки официоз есть официоз. Поэтому решено было двинуться глубже в «массы юзеров» и создать в «Живом журнале» Интернет-ресурс под названием izbircom.

Компания блоггеров, приглашенная на брифинг в ИА «Росбалт» - соведущие izbircom Инна Смбатян и Самсон Шоладеми, а также один из крупнейших Интернет-провайдеров, руководитель службы блогов компании «Суп» Антон Носик, – явила собою зрелище довольно живописное. Афро-российский грубоватый «драйв» Самсона оттенялся иудейским скорбным скепсисом Антона. Но все отмечали, что продвижение государственных мужей в рискованные джунгли Интернета идет.

"Владимир Евгеньевич Чуров нам предложил выйти в "Живой журнал" без официоза, - рассказала Инна Смбатян. - Сначала нас в ЖЖ ругали, утверждая, что мы агитацию ведем. Но наша цель - быть связующим звеном между Центризбиркомом и простыми людьми". Выбор партнеров подтверждает некоторую здоровую карнавальность в стиле главы ЦИК. Игорь Борисов стремился несколько «подсушить» беседу, оставаясь в рамках common sense.

Как выяснилось, блоги в ЖЖ ведет и сам Чуров, и еще как минимум трое членов ЦИК – и все, как положено, под псевдонимами-«никами». Есть в ЖЖ и некий блоггер «Владимир Чуров» - но, внимание, это не он! Это самозванец, действующий с неизвестными целями. Лже-Чурова разоблачили и «забанили» - то есть, заблокировали ему вход в ресурс, но прощелыга туда все же порой прорывается. В блоггеры десятками записываются и кандидаты в депутаты Госдумы: по свидетельству Самсона, не менее 80-ти их ведут свои блоги.

Различные партии представлены в ЖЖ неравномерно: как и следовало ожидать, на первых местах СПС, «Яблоко», а также «Народный союз» Сергея Бабурина. Что тоже естественно: те, кого принято называть «ультраправыми», могут требовать запрета на аборты и возврата юлианского календаря, но достижения цивилизации вроде Интернета при этом очень уважают. А хуже всего, по свидетельству г-на Носика, в Интернете представлена «Единая Россия»: у нее и так много всего.

Однако, настоящие проблемы в другом. О чем и поведал Антон Носик, тоже весьма органично сочетающий кипу и лапсердак с крутым компьютерным софтвером. «Нас всех будут привлекать!» - воскликнул он. Нет четких правил поведения в Интернет-пространстве в период избирательной кампании – вот к чему сводился пафос. То, что нельзя заниматься пропагандой и агитацией в неположенном месте в неурочное время – этот как раз понятно и вполне разумно. «Но у нас нет юридического определения, которое бы разграничивало частное мнение и агитацию», - констатировал Антон.

«Мы ожидаем от Центризбиркома внятных истолкований, что можно в Интернете говорить, - втолковывал Носик. – Ни от одного состава ЦИК внятных объяснений еще не было. Александр Вешняков как-то в один день два письма направил: в одном говорилось, что Интернет не является средством массовой информации, в другом – что он приравнен к СМИ!»

Игорь Борисов взвешенно возражал Антону. Признав, что любое частное мнение в определенном контексте может играть роль пропаганды, член ЦИК предложил разграничивать «информацию» и «агитацию», ссылаясь на федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» и «О выборах депутатов Государственной думы».

Политику же ЦИК Борисов популярно разъяснил так. Все Интернет-ресурсы, грубо говоря, распадаются на три категории. Во-первых, те, кто уже зарегистрировал себя в качестве СМИ. Назвался груздем – полезай в кузов. Жесткое подчинение правилам поведения для СМИ: агитация – пожалуйста, но строго в агитационный период, с 3 ноября. Впрочем, таких сайтов немного. Большая часть интернетчиков предпочитает вольницу солидности.

Вторая категория – те сайты, которые по всем статьям можно приравнять к агитационным листкам кандидатов. Это – бога ради, но честно и открыто. С указанием заказчика и исполнителя, копию макета – будьте любезны, в ЦИК, а главное, чтобы все эти услуги кандидат оплатил из избирательного фонда своей партии и не забыл указать потом в финотчете. Ну, а весь прочий Интернет может себе спокойно существовать «на правах библиотеки», только чтобы новинок агитационного характера – гиперссылок и т.п. – там в предвыборный период не появлялось.

Что касается именно блоггеров, то их Борисов успокоил: блог – это, безусловно, не СМИ и не агитки, а просто своеобразное «дистанционное общение». В принципе, там посетители могут в качестве своего личного мнения агитировать за кого угодно. Неприятности возможны лишь в том случае, если в «дистанционном общении» будет обнаружена «преднамеренная фильтрация диалога», то бишь, если все дружно ругают или хвалят одну партию. Тогда не к самим блоггерам, но к провайдеру могут быть вопросы – вплоть до суда.

Антон Носик этой логикой не удовлетворился. Напомнив, что очень многие провайдеры русского Интернета находятся за границей, он спросил, как предполагается их преследовать. Борисов вынужден был признать, что это тяжелая проблема «международного публичного права». Что касается самого Антона, то он вообще вел к тому, что не стоит Интернет держать за агитатора. «Интернет исторически неэффективен как средство агитпропа, - считает Носик. – Потому что он функционирует за счет интеллектуальной элиты, которая не склонна шагать в ногу». Самсон тоже считает, что «у телевидения и у Интернета разные аудитории».

Утверждение очень спорное – неужели Антон и Самсон не знают о широкомасштабном разгуле ультраправого Интернета, в котором подчас и Бабурин – еще ангел? А вот «интеллектуальная элита» бывает очень разная, и это действительная проблема, причем на годы вперед. Ну, а с избирательным периодом – даст бог, разберутся как-нибудь, хотя и без судов со штрафами кое-где, конечно, не обойдется.

Леонид Смирнов