Posted 24 октября 2007,, 20:45

Published 24 октября 2007,, 20:45

Modified 2 апреля, 00:23

Updated 2 апреля, 00:23

Армейская сказка

24 октября 2007, 20:45
В связи с грядущим сокращением срока воинской службы многие стремятся избежать нынешнего осеннего призыва. Минобороны разработало экстренные меры по борьбе с „уклонистами“, а заодно и с дезертирами, нарушителями дисциплины и плохо подготовленными призывниками.

Со следующего года срок воинской службы в России сокращается с полутора лет до 12 месяцев. Поэтому многие стремятся всеми возможными и невозможными способами избежать нынешнего осеннего призыва и пойти служить только весной. В связи с этим Минобороны разработало экстренные меры по борьбе с „уклонистами“, а заодно и с дезертирами, нарушителями дисциплины и плохо подготовленными к службе в армии призывниками.

1 октября началась очередная кампания по призыву на военную службу. Она продлится до 31 декабря 2007 года. Согласно указу президента РФ, призыву подлежат 132 350 человек, что на тысячу с небольшим меньше, чем во время осеннего призыва прошлого года. Осень 2007-го запомнится лояльным отношением прокуроров к дезертирам, усиленной „охотой на уклонистов“, сохранением дисбатов, введением начальной военной подготовки в школах и, конечно, тем, что в последний раз российским юношам придется отдавать долг родине целых 1, 5 года.

Нынешний призыв завершает переходный период к новой системе комплектования и подготовки войск. С весны 2008 года российские призывники будут служить только 12 месяцев. Это не может не накладывать определенный отпечаток на работу военкоматов и руководителей, отвечающих за призывную кампанию. Уже сейчас просматривается рост числа уклонистов: этой весной их было 12 521 человек - на полтысячи больше, чем весной 2006 года.

И тенденция будет сохраняться: в осеннюю кампанию, если не заработают должным образом местные органы власти, прокуратура и милиция, число отказников может значительно возрасти. Ведь не секрет, что за уклонение от военной службы в России до сих пор наказывают исключительно редко. Как заявляет начальник Главного организационно-мобилизационного управления, заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал-полковник Василий Смирнов, „из неприбывших для прохождения военной службы осуждены всего лишь 1,6%“.

Между тем, в Минобороны уже придумали не только как ловить „уклонистов“, но и как возвращать в „лоно“ части дезертиров.

С началом призыва генпрокуратура через СМИ обратилась ко всем, кто по каким-либо причинам покинул место службы, с призывом прийти и покаяться. Дезертирам даже пообещали, что в таком случае они смогут избежать уголовного наказания. Мера оказалась действенной, и беглецы стали возвращаться в войска.

„Военными прокурорами и работниками военных следственных органов совместно с коллегами из территориальных органов во всех субъектах Российской Федерации продолжается реализация профилактических мероприятий по возвращению к месту службы военнослужащих, самовольно оставивших воинские части“, - сообщили „Росбалту“ в пресс-службе Главной военной прокуратуры (ГВП).

С начала осеннего призыва в правоохранительные органы добровольно явились более 300 военнослужащих. С учетом конкретных обстоятельств правонарушений от уголовной ответственности, как и было обещано, освобождены 83 военнослужащих. Как правило, это солдаты, которых покинуть часть вынудили издевательства старослужащих. По каждому данному факту, заметили в ГВП, проводится проверка на местах.

Всего же за 2006-2007 годы в органы военной прокуратуры обратились более 3 500 военнослужащих, ранее самовольно оставивших свои части. Освобождены от уголовной ответственности - 1 269.

Кстати, „амнистия“ для дезертиров не закончена, и беглецы могут в любой момент безнаказанно объявиться. Главная военная прокуратура напоминает, что в соответствии с примечанием к статьям Уголовного кодекса РФ 337 (самовольное оставление части или места службы) и 338 (дезертирство) военнослужащий, впервые совершивший такое деяние, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части или дезертирство явилось следствием тяжелых обстоятельств.

И даже дезертиры, которым не повезло избежать уголовной ответственности, все равно могут вздохнуть с облегчением. В обычные тюрьмы и колонии им отправиться не придется. Напомним, бывший министр обороны Сергей Иванов склонялся к тому, чтобы дисциплинарные батальоны, в которых отбывают срок военнослужащие, передать на баланс Министерства юстиции. По его мнению, в дисбатах нарушаются права человека, а офицеры и прапорщики теряют профессиональные качества. Кроме того, Иванов назвал дисбаты анахронизмом, которого не существует ни в одной армии мира. Кроме того, такое решение должно было бы военных освободить от несвойственных им функций – этапирование, содержание и другие действия с заключенными. Но на деле солдаты и офицеры стали бы прямиком отправляться на зону.

Новый же министр обороны России Анатолий Сердюков решил сохранить дисбаты. „Пересмотр политики в отношении дисбатов был продиктован соображениями гуманности, - сказали „Росбалту“ в Минобороны, - мы решили, что осужденным военнослужащим будет лучше, если они останутся под юрисдикцией этого ведомства, а не будут направляться в общие места лишения свободы“. Такому решению Сердюкова предшествовал и его рейд по дисбатам. После личного осмотра министр сделал вывод, что условия содержания в них значительно лучше, чем в колониях. Идею о сохранении дисциплинарных батальонов поддержали и в Комитете солдатских матерей, где считают, что солдату за незначительные преступления лучше отбыть наказание подобным образом, чем садиться в тюрьму.

Напомним, в дисбаты направляются военнослужащие, совершившие преступления, не относящиеся к категории тяжких, но которые по Уголовно-процессуальному кодексу (УПК) караются тюремным заключением сроком до двух лет. Большую часть контингента составляют осужденные за самоволку и дедовщину. Немаловажно, что после отсидки в документах правонарушителя не появляется отметка о судимости. Но при этом, отбыв наказание в дисбате, военнослужащий должен отслужить положенный ему срок в обычном подразделении.

Участи, которой чуть не постигли дисбаты, ранее удостоились гауптвахты. В июле 2002 года они были упразднены как противоречащие Конституции РФ и некоторым европейским конвенциям, поскольку солдаты заключались под стражу не по решению суда, а по приказу командира части. Однако рост армейской преступности вынудил власти возродить этот институт, и с 1 января 2007 года вступил в силу закон, вернувший гауптвахты. Согласно новым правилам, командир части имеет право применять к военнослужащим дисциплинарный арест сроком до 30 суток с содержанием на гауптвахте, но только с санкции суда. На «губу» попадают за грубые проступки, к которым относятся самовольное оставление части, нарушение правил несения боевого дежурства и обращения с оружием, а также употребление алкоголя и наркотических веществ.

Если дезиртирам дали поблажки, то „уклонистам“ жизнь значительно усложнили. Раньше юношам до 27 лет приходилось превращаться в „невидимок“ только весной и осенью, а с окончанием призыва они могли спокойно разгуливать по улицам. Но на прошлой неделе министр обороны России, глава МВД РФ и директор Федеральной миграционной службы подписали указ, согласно которому уклонистов от воинской службы будут разыскивать круглогодично, повсеместно, в круглосуточном режиме и сразу несколько организаций - милиция, военкоматы и миграционная служба.

Отметим, что уже в этот призыв любопытное нововведение, возможно, ожидает не только юношей призывного возраста, но и всех мальчишек-школьников. По словам источника в Минобороны, в ближайшем будущем запланирован переход на тотальное обучение мужского населения военному делу. Это также связано с грядущим переходом на годичную службу. По мнению военных, это потребует активной доармейской подготовки. Генштаб ВС РФ уже обратился к президенту страны с предложением „сделать в школах начальную военную подготовку отдельным предметом обучения с определенным количеством часов, а не темой в рамках курса „Основы безопасности жизнедеятельности“. Кроме того, уже проработаны вопросы подготовки граждан по военно-учетным специальностям. В ближайшее время практически каждый призывник на гражданке пройдет шестимесячные курсы и получит военную специальность в учебных заведениях РОСТО-ДОСААФ.

Источник в Минобороны РФ отметил, что все предложения Генштаба уже получили одобрение в Кремле, и в скором будущем можно ожидать по этому поводу соответствующего президентского указа.

Иван Петров